Не секрет, что учащиеся относятся к заучиванию лексики как к скучному и неинтересному занятию. Это должно побуждать учителя к нетрадиционным формам работы. Я использую ребусы и кроссворды. Для лучшего запоминания слов пользуюсь рифмовками, песнями, содержащими новые слова и фразы. Можно, например, при заучивании слов по теме " Профессии" разучить песенку на мотив "В траве сидел кузнечик" :
I want to be a teacher,
I want to be a driver,
I want to be a lawyer,
I want to be a nurse.
I want to be, I want to be, I want to be a lawyer.
I want to be, I want to be, I want to be a nurse.
Ребята с удовольствием самостоятельно изменяют слова песни. Отрабатываются не только названия профессий, но и РО I want to be...
На мотив песенки "Нам не страшен серый волк" разучиваем цвета:
Brown and green, and blue and white, blue and white, blue and white,
pink and beige and grey and white
red and black and yellow.
Слова подкрепляем для лучшего запоминания цветными полосками или цветочками, которые развешиваем на доске в соответствии с очередностью в песенке.
На начальном этапе обучения языку стараюсь мобилизовать еще такие специальные приемы запоминания слов, как проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание, хлопая в ладоши.Эффект потрясающий! Нравится детям и мне, потому что постоянно вижу светящиеся радостью глаза.
При составлении ребусов определяем сначала вместе с ребятами семантические элементы, выясняем, какие слова можно зашифровать в ребусах.На дом учащимся предлагаю задание по составлению ребусов с новой лексикой и повторить ее устно и письменно. На следующий урок планирую проведение тренировочного словарного диктанта по новой лексике, далее- контрольный диктант.В заключении работы над темой провожу диктант-рассказ со знакомыми лексическими единицами.
Знакомя учащихся с ребусами, объясняю принципы их составления. Ребус- это изображение какого-либо слова или предложения при помощи комбинации цифр, букв, знаков, рисунков и тд.
1. Шифр "слово+слово", "предмет+предмет"(arm-chair)
2. Если дается запятая слева от рисунка или вверху, то это значит в слове исключается первая буква. Если справа от рисунка или внизу- то последнюю.( fox-ox, bear-ear)
Если 2 запятые- исключаем соответственно 2 буквы.
3. Если 2 предмета(буквы) нарисованы один в другом, то при расшифровке слова добавляем предлог in: w-in-d, f-in-e.
4. Часто предметы зашифрованы таким образом: предмет+ часть слова и наоборот- часть слова + предмет ( hat-e, man-y)
5. Если над рисунком буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось еще одно слово: coat-coast, pot-plot
6. Если нарисован предмет, а возле него написана зачеркнутая буква, значит эту букву исключаем при расшифровке слова. Если над зачеркнутой написана другая буква, то нужно заменить ею зачеркнутую букву: cock-lock, monkey-money.
Анализ результатов работы дает основание утверждать, что использование ребусов, кроссвордов, рифмовок, ритмических проговариваний позволяет добиваться хороших результатов: дети прочно усваивают лексику, пополняют свой словарный запас, хорошо запоминают написание слов, благодаря зрительной опоре правильно читают и произносят слова, учатся работать со словарем.