Ознакомление со словом- это ответственный момент в работе над его усвоением. Чтобы слово "врезалось" в память, учителю необходимо применять оптимальные средства семантизации слова в единстве с его звучащей и графической формами. В методике существует одноязычные средства семантизации ( значение слова раскрывается на иностранном языке) и переводные. К одноязычным относят контекст, дефиницию, синонимы, антонимы. К переводным средствам можно отнести перевод на родной язык и толкование значения слова на родном языке. и просто необходимо, если есть возможность, все эти средства семантизации сопровождать использованием НАГЛЯДНОСТИ. Семантизацию осуществляет учитель.
Лично я стараюсь как можно чаще побуждать ребят самостоятельно знакомится со словом.Выяснение значения слова-это естественная операция, которую изучающим иностранный язык, приходится производить постоянно, поэтому приобщать к ней надо с младшего возраста. Встречу учеников с новым словом осуществляю на основе текста.Ученикам предлагаю следующий алгоритм работы при встрече нового слова в тексте:
1. Попытайтесь догадаться о значении слова по контексту
2. Используйте анализ слова по составу
3. Если значение слова не проясниться, то обращайтесь к словарю.
Затем новые слова выделяются из текста. Это был процесс ОЗНАКОМЛЕНИЯ со словами. Но для расширения сведений о слове ( для построения своих собственных высказываний), слово необходимо извлечь из текста и рассмотреть его как самостоятельную единицу.
ТРЕНИРОВКА произвожу с помощью упражнений. Все лексические упражнения делятся на 2 категории:
1. Запоминание слова
- Назвать изображенные на картинке предметы
- Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной теме
-Исключить из ряда слов, не соответствующее данной теме
- Образовать с выделенным словом свои предложения по образцу
-Дополнить предложения подходящими словами
-Заполнить пропуски, используя слова для справок
- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову
- Употребить антоним к выделенному слову
- Поставить вопрос ( в вопросе предполагается употребление нового слова)
- Ответить на вопрос, употребив новое слово.
2. Формирование сочетаний слов со смыслом
- Какие глаголы можно употребить с новыми словами?
-Соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания
-Подберите из " разбросанных " слов словосочетания
-Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, друзьям ...
3. Формирование новых лексических единиц (подготовленная речь)
Все упражнения свожу с разнообразной группировкой слов, нацеленных на будущее высказывание. Дети могут пользоваться при составлении сообщения различными лексические таблицы, функционально- смысловые таблицы, интеллект- карты.
На данном этапе работы с активным словарем использую видеоролики без звука, картинки( подбор необходимых слов и словосочетаний для озвучивания и описания), предлагаю план высказывания (соотнести слова и сочетания с пунктами плана). Для облегчения выполнения таких заданий использую наводящие вопросы.
4. Ситуации для мотивации высказывания ( неподготовленная речь)
Отсутствие опор , а только ситуации, мотивирующие высказывание! Ученики создают свой продукт- текст, направленный на решение коммуникативных задач, используя усвоенный словарь.
Используемая литература:
Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Г.В. Рогова, Москва,Просвещение,1991