При формировании лексических навыков и умений ставятся две основные задачи: с одной стороны, необходимо сохранить словарный запас предыдущих лет обучения, с другой — обеспечить прочное усвоение нового и сделать весь лексический запас достаточно прочным и мобильным. Устное опережение лексики при предъявлении сочетаю со зрительной опорой на текст. Новую лексику даю для записи ее дома в словарные тетради. Предъявляю лексику в основном на знакомых речевых образцах, как правило, в небольшом речевом контексте , в вопросо- ответных и иных условно коммуникативных упражнениях, задача которых обеспечить как можно более быстрый «запуск» в речь.
Каждое новое слово ввожу следующим образом:
1.На первом этапе работы с новым словом детям дается установка Listen and repeat after me!
- Is it a table?-Yes, it is.It is a table. (показ иллюстрации или предмета)
- Is it a table?( показ другой иллюстрации, которая означает новое слово) - No, it is not. It is not a table.It is a chair.
- What is it? (опять показ стола)- It is a table.
Аналогично проводится работа со словом "стул" и т.д. Все новые слова на уроке прорабатываю таким образом.
2. После того, как все новые слова были отработаны и "попробованы на язык" ребятами, отрабатываю умение детей самостоятельно задавать аналогичные вопросы друг другу и отвечать на них.
Система таких упражнений представляет собой непрерывную цепочку, последовательность которой не должна нарушаться. Эта система упражнений поможет сформировать у учащихся динамичные стереотипы.
Данная система упражнений имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
«+»: это последовательная система упражнений, способствующая формированию стереотипа, а значит и навыка.
«-»: приводит к утомляемости учащихся.
Эта система может использоваться в «диалоге-расспросе», в том числе в речевых играх.
Поскольку из урока в урок накапливается словарь, необходима систематическая работа по его удержанию в памяти, которая должна быть предельно индивидуализирована. Кроме ведения личных словарных тетрадей (это обязательно для всех!), отдельным ученикам необходимо давать индивидуальные задания на вариативную письменную фиксацию слова, на подбор однокоренных слов, тематической лексики и т. п. На всех уроках повторения и в начале уроков домашнего чтения надо найти время для целенаправленной работы над лексикой, чтобы держать ее в мобильной готовности для использования в речи.