Кластеры

PDFПечатьE-mail

I.                    Кластеры

На этапе целеполагания осуществляю постановку цели урока через актуализацию уже имеющихся у детей знаний и их жизненного опыта. Этот этап реализую через приём, используемый в технологии развития критического мышления, - «создание кластера».

Составление кластера предусматривает следующую поэтапность:

1)      в центре доски пишу тему;

2)      ученики могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Я записываю эти понятия, ассоциации на одной стороне доски;

3)      затем сообща определяем ключевые слова;

4)      от центральной темы отходят основные ветви, на которые записываю ключевые слова;

5)      на ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи.

Учитывая психолого-педагогические и возрастные особенности детей, считаю целесообразным уже в 5 классе знакомить учащихся с данным приёмом. На сегодняшний момент дети учатся создавать конструкцию кластера с помощью учителя, затем на старшей ступени смогут делать это самостоятельно. Данный приём очень эффективен в плане развития основных мыслительных операций: умения анализировать, выделять существенное, ставить цель.

Пример работы на кластером и обучению монологической речи на основе интервью можно посмотреть http://www.tea4er.ru/forum/33/19038-----5-----