Лозовская Татьяна Витальевна. Технология учебного мозгового штурма в обучении английскому языку студентов психологического факультета

PDFПечатьE-mail

УДК 37.091.33:811.111:378.096:159.9-057.875
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО МОЗГОВОГО ШТУРМА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Лозовская Татьяна Витальевна
Преподаватель
Кафедра английского языка
УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»
г. Гомель, Республика Беларусь
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В данной статье рассматриваются преимущества технологии учебного мозгового штурма, а также ее возможности в формировании мотивации изучения английского языка у студентов неязыковых специальностей на примере студентов-психологов. В ходе исследования выделяется ряд задач, которые необходимо решать преподавателю в процессе применения данной технологии, а также проблемы, с которыми можно столкнуться при ее использовании.

Ключевые слова: метод, коллективная генерация, этапы, профессиональные навыки, аутентичный материал.

THE USE OF BRAINSTORMING TECHNOLOGY AT THE ENGLISH LESSONS WITH THE STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL FACULTY
Lozovskaya Tatyana Vitaljevna
Lecturer
The English language department
Francisk Skorina Gomel State University
Gomel, Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation. The article deals with the advantages of brainstorming technology, and also with its potential in forming the motivation for studying the English language for students of non-linguistic specialities, psychology students in particular. The studies enable to emphasize a number of tasks that should be solved by the teacher while applying this technique, and also the problems one can face using it.

Key words: method, collective generation, stages, professional skills, authentic texts.


Введение. Обучение иностранному языку занимает важное место в образовательной сфере. Вопрос повышения качественной подготовки специалистов неязыкового профиля со знанием иностранного языка является актуальным. Будущие специалисты должны уметь не только читать и переводить литературу по специальности, но и уметь грамотно проводить презентации, готовить проекты, выступать с докладами, не испытывать трудности в общении с зарубежными партнерами, обладать творческим подходом к решению задач и умением ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Выполнение поставленных задач требует поиска и внедрения более эффективных технологий, которые изменяют традиционные подходы к образовательному процессу по иностранному языку и определяют новые приоритеты и стратегии обучения.
Цель работы. Говоря об инновационных моделях обучения и новых подходах в обеспечении учебного процесса, следует обратить внимание, что многие методики, воспринимаемые как новые, были разработаны достаточно давно и успешно применялись и продолжают применяться педагогами. К таким методикам относится технология мозгового штурма, которая, по мнению многих методистов, является одной из продуктивных в процессе усвоения иностранных языков. В связи с этим цель данной статьи заключается в том, чтобы показать преимущества применения данной технологии в усвоении студентами языкового материала, а также обозначить основные правила и этапы использования данного метода в профессионально ориентированном обучении иностранному языку.
Материалы и методы исследования. В процессе использования таких методов исследования как анализ научной психолого-педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, а также изучения массового и передового педагогического опыта удалось доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование технологии учебного мозгового штурма на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время учитель английского языка должен не только в совершенстве владеть предметом, методами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе современные технологии обучения. На сегодняшний день преподавателями Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины активно применяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые и ролевые игры. Наряду с ними все большую популярность стал набирать и метод, представляющий собой эффективный способ стимулирования творческой активности студентов и позволяющий найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, – метод мозгового штурма.
Данная технология была разработана еще в 1953 году сотрудником рекламного агентства BDD&O Алексом Осборном. Она заключается в коллективной генерации новых идей и предложений по решению поставленной задачи и в настоящее время приобретает всё большую популярность во многих сферах деятельности. Технология учебного мозгового штурма является перспективной формой учебной деятельности, так как может быть применима к любому возрасту обучаемых, на любом предмете и даже на одном из этапов отдельно взятого занятия. Данная методика предполагает решение творческих, эвристических задач, что стимулирует познавательную деятельность и развивает творческое мышление.
Основными правилами учебного мозгового штурма являются:
– свободное высказывание максимального числа идей;
– полный запрет критики;
– одобрение всех оригинальных, неординарных решений;
– обсуждение, классификация и доработка всех предложений.
Существуют определённые рекомендации по проведению учебного мозгового штурма. Основные из них соответствуют следующим этапам проведения.
1. Предварительный этап. Обучаемые разбиваются на несколько групп, обычно численностью 7–9 человек. Проводится своеобразный инструктаж по «штурму» идеи. В каждой группе выбирается командир (лидер, ведущий), который будет следить за выполнением правил штурма, подсказывать направления поиска решений, собирать и фиксировать идеи. Все группы могут работать над решением одной задачи или генерировать идеи по различным вопросам, объединённым одной общей основополагающей проблемой, которая ставится перед аудиторией. Необходимо также определить временные рамки основного этапа.
2. Этап создания банка идей. Мотивационным моментом для начала «мозговой атаки» является вопрос или задача. Мотивационную завязку можно также организовать с помощью демонстрации слайдов, картинки, схемы. Главной задачей данного этапа является сбор как можно большего количества возможных решений, ответов, которые не осуждаются и не обсуждаются, а просто регистрируются, например, на доске, большом листе бумаги или записываются по группам. Кульминация обсуждения, это когда идеи начинают бить ключом, что говорит о раскрепощении участников и снятии боязни неправильного ответа.
3. Этап анализа. Все высказанные идеи рассматриваются критически, но не с точки зрения «правильно – неправильно», «хорошо – плохо». Набранные понятия можно расположить по группам, положив в основу различные критерии: по степени важности, возможности применимости и реализации, оригинальности, согласия/отвержения большинством участников и т. д.
4. Обработка полученных результатов. После проведённой классификации идей выбираются самые перспективные для решения изначальной задачи [1].
Технология мозгового штурма, как и любая другая инновационная методика, обладает своими «плюсами» и «минусами». Положительные моменты заключаются в следующем:
– все учащиеся участвуют на равных позициях;
– имеется возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;
– создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.
К недостаткам можно отнести то, что:
– при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;
– возможно «зацикливание» на однотипных идеях [2].
Несмотря на все эти трудности, технология мозгового штурма активно применяется преподавателями нашего университета в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых специальностей, в том числе и при подготовке студентов психологического факультета. При использовании метода «мозговой штурм» в профессионально ориентированном обучении будущих психологов английскому языку работа ведется в двух направлениях: с одной стороны, происходит формирование профессиональных навыков; с другой стороны, развивается способность использовать английский язык как средство профессиональной коммуникации. Необходимо отметить, что проблема, формируемая на занятии по методике «мозговой штурм», должна представлять интерес для студентов с точки зрения ее профессиональной значимости. Поскольку в печатных и электронных изданиях нет недостатка в публикациях случаев, произошедших и описанных в разных мировых центрах психологической помощи, перед преподавателями не встает проблема поиска тем для проведения учебного мозгового штурма. В процессе разбора конкретного медицинского случая студенты спонтанно и свободно высказывают идеи, мнения, факты, затрагивают различные аспекты темы и фиксируют их неупорядоченно в виде отдельных слов, словосочетаний, незаконченных фраз, коротких предложений, в результате чего стимулируется речемыслительная деятельность студентов, актуализируется их речевой опыт. Высказанные идеи не обсуждаются, не оцениваются и не отсеиваются: любая идея фиксируется преподавателем, так как студент, чья идея отвергается, скорее всего, воспримет это как категорический отказ и может не захотеть больше высказывать никаких идей вообще.
Использование технологии мозгового штурма дает возможность студентам с разным уровнем владения языком вносить свой вклад в разработку идеи, совместными усилиями расширять общее информационное поле, активизировать словарный запас.
Запись идей происходит до тех пор, пока они не закончатся у студентов. Затем неструктурированная запись мыслей используется в качестве заметок или преобразуется в план для подготовки устных презентаций (групповых или индивидуальных). После прослушивания всех выступлений студенты вместе с преподавателем выбирают наиболее интересные и удачные презентации, основанные на совместно разработанных идеях.
Заключение. Таким образом, очевидно, что технология учебного мозгового штурма является хорошим дополнением традиционным формам работы. При умелом его проведении в процессе генерации идей участвуют все обучаемые. При этом развиваются навыки и умения краткого и чёткого изложения своих мыслей, анализа и классификации полученной информации; снимается боязнь быть непонятым, так как идеи не оцениваются и не критикуются. Преподаватель может поощрить слабого студента, поддержав его идею. Учебный мозговой штурм обычно вызывает интерес у студентов, что стимулирует мотивацию изучения предмета, а атмосфера всеобщего творчества заряжает всех участников.

Список литературы
1. Щеколдина, А.В., Попова, О.Ю. «Мозговой штурм» как один из активных методов обучения профессионально ориентированному иностранному языку [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/institutes/regionaleconomics/management/employees/publication.php?id=000000045 – Дата доступа: 15.10.2015
2. Мозговой штурм – как метод обучения [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://school-box.ru/raznoe/vse-dlya-prezentazii/500-mozgovoy-shturm-kak-metod-obucheniya.html – Дата доступа: 17.10.2015