УДК 378.091.3:811’243:004
РОЛЬ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА
Гуд Валентина Гавриловна – ст. преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Вильковская Елена Владимировна – преподаватель, кафедра теории и практики английского языка, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме использования мультимедийных средств, одного из видов информационно-компьютерных технологий, при обучении студентов языкового факультета иностранному языку. В работе отмечается, что мультимедийные технологии являются коммуникативным средством, предлагающим более широкие возможности использования в отличие от традиционных технических средств. В работе указываются мотивы применения мультимедиа-средств при обучении иностранному языку. Предлагаются методические рекомендации по работе с мультимедийными проектами для понимания иноязычной культуры в условиях языкового взаимодействия. Описываются результаты исследования с целью выявления эффективности использования мультимедийных технологий при обучении студентов языкового факультета.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии; мультимедийные технологии; мультимедийный проект; презентация; иноязычная культура.
THE ROLE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO THE LANGUAGE STUDENTS
Gud Valentina Gavrilovna – senior lecturer, theory and practice of the English
language department, the Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, the Republic of Belarus,
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Vilkovskaya Elena Vladimirovna – lecturer, theory and practice of the English language department, the Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, the Republic of Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation. The article is devoted to the problem of teaching a foreign language to the students with the help of multimedia technologies. The article indicates that multimedia technologies is a communicative means offering wider opportunities of the use rather than the traditional technical means. The work highlights the motives of the use of multimedia means in the process of teaching a foreign language. The article provides guidelines on the work with multimedia projects for understanding of foreign culture in communication. The work describes the results of the research indicating the effectiveness of the use of multimedia technologies in teaching a foreign language to the language students.
Key words: information and computer technologies; multimedia technologies; multimedia project; presentation; foreign culture.
Цель работы. В данной статье обратимся к проблеме применения мультимедийных средств, одного из видов информационно-компьютерных технологий, при обучении иностранному языку студентов языкового факультета на современном этапе, поскольку они предлагают более широкие возможности использования в отличие от традиционных технических средств.
Материалы и методы исследования. Если рассматривать само понятие «мультимедиа» – это многоёмкий термин. Электронный словарь рассматривает понятие «мультимедиа» как взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, которые объединяют текстовую, аудио, графическую и визуальную информацию с целью эффективного воздействия на пользователя [2]. Следовательно, применение мультимедийных средств позволяет работать с информацией различных типов (например, звук, гипертекст, фото-, видеоизображение) и расширяет поле деятельности учителя, педагога, преподавателя.
Таким образом, мультимедиа-средства являются именно таким коммуникативным средством, которое даёт возможность универсального применения на занятиях иностранного языка и предлагает более широкие возможности использования в отличие от распространенных объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения иностранному языку.
По мнению российских и зарубежных методистов, можно выделить ряд основополагающих мотивов применения мультимедиа-средств и технологий в современных учреждениях среднего и высшего образования при обучении иностранному языку. Среди основных, позволим процитировать следующие мотивы:
1. Мультимедийные технологии довольно привлекательны и эффективны не только для занятий по информатике, математике, истории, но и для занятий по иностранному языку, так как с их помощью можно легко объяснить не только языковые, но и культурные понятия, и лингвострановедческие феномены, тем самым обогащая процесс обучения.
2. Мультимедиа-средства располагают неограниченным количеством аутентичной информации, которую невозможно получить из традиционных средств массовой информации, и которую можно успешно использовать на занятиях. Существенный момент – вся информация может быть сохранена в цифровой форме.
3. Современные мультимедийные технологии, позволяющие сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, повышают интерес и мотивацию к изучению иностранных языков, а, как всем известно, мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса и урока, и занятия, и в целом всего обучения. А мультимедиа при этом предлагает разнообразные, отличные от традиционных, учебные материалы, а также новые формы, методы и приемы работы на занятиях по иностранному языку и эффективно поддерживает процесс обучения иностранным языкам, поскольку представляет собой соединение всех аутентичных средств обучения. Несомненен тот факт, что интерактивность, структуризация и визуализация информации усиливают активизацию познавательной деятельности обучаемых, как на уровне сознания, так и подсознания.
4. Современные компьютерные технологии дают возможность погружения в иноязычную культуру и лучшего ее понимания, позволяя обучающимся общаться с представителями иных культур, не выходя из дома, посредством on-line communication, участия в тандемных и межкультурных интернет-проектах [3].
Однако необходимо отметить, что существует ряд субъективных и объективных причин, которые препятствуют широкому внедрению мультимедийных технологий в учебный процесс. Прежде всего, следует учесть, что не во всех учреждениях образования имеется необходимая материально-техническая база, призванная выполнить все возрастающие потребности в образовании конкурентоспособных специалистов. Во-вторых, количество квалифицированных педагогических кадров, способных активно использовать новые информационные технологии и стремящихся к оптимизации учебного процесса, еще недостаточно. Следовательно, назрела необходимость в организации мастер-классов, компьютерных курсов на базе учреждений образования в целях обучения педагогов современным информационным технологиям преподавания иностранного языка.
В настоящее время наиболее популярным и перспективным методом обучения иностранным языкам является проектная деятельность, позволяющая обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности студентов. Одним из видов проектов является мультимедийный проект, который предполагает использование проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный результат, значимый для студента. В мультимедийный проект, как известно, могут входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, что очень ценно в отличие от традиционных методов обучения.
Небезызвестно, что разработка любого вида проекта включает в себя определенные этапы, поэтапное выполнение которых влияет на успех всего проекта, а именно:
1. Планирование работы над проектом: выбор темы проекта, уточнение задач и конечной цели.
2. Проведение поисково-исследовательской работы по данной теме и ее обобщение.
3. Разработка сценария.
4. Подготовка материала и его оформление.
5. Выполнение проекта.
6. Защита проекта.
Результаты исследования и их обсуждение.
Оценка мультимедийных проектов является самой сложной задачей, стоящей перед преподавателями. Из опыта работы с мультимедийными проектами и презентациями при преподавании на факультете иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины» и из опыта участия в составе экспертных комиссий в работе конференций учебно-исследовательских работ учащихся учреждений среднего образования, предлагаем учитывать следующие критерии при оценке мультимедийных проектов и презентаций:
- умение автора выделить проблему;
- оригинальность методов подачи материала;
- полнота раскрытия выбранной темы или уровень проработанности материала;
- художественно-эстетическое оформление;
- новизна полученных результатов;
- эрудированность автора при изложении материала;
- культура речи.
Мультимедийные проекты, представленные в виде презентаций в Power Point и организованные в соответствии с вышеназванными этапами, успешно применяются на факультете иностранных языков при преподавании таких дисциплин как «Иностранный язык для специальных целей», «Практика устной и письменной речи», «Дискурсивная практика», «Страноведение Великобритании и США», «Общественно-политический дискурс».
С целью выявления эффективности использования мультимедийных технологий при обучении студентов факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины», преподаватели кафедры теории и практики английского языка провели анкетирование студентов второго курса по дисциплине «Практика устной и письменной речи», а также студентов третьего курса по дисциплине «Иностранный язык для специальных целей». Анализ результатов использования мультимедийных презентаций и проектов, подготовленных как преподавателями, так и студентами, показал, что:
- предъявляемая аутентичная информация полезна для 87 % студентов II курса и 94 % студентов III курса для совершенствования их языковой и профессиональной компетенций;
- активное использование информационно-интерактивных средств обучения повышает мотивацию к изучению иностранных языков у 92 % студентов II курса и 85 % студентов III курса, активизирует их познавательную деятельность;
- мультимедийные проекты, представленные в виде презентаций в Power Point способствуют развитию самостоятельности, сознательности, проявлению творчества и индивидуальности у 89 % студентов II курса и 98 % студентов III курса;
- 76 % студентов II курса и 81 % студентов III курса считают, что применение компьютерных презентаций в процессе обучения иностранному языку позволяет лучше понять иноязычную культуру в условиях языкового взаимодействия.
Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных мультимедийных технологий при преподавании иностранных языков в учреждениях высшего образования.
Список литературы
1. Рахимова, А.Э. Преимущества применения компьютерных технологий при обучении иностранным языкам /А.Э. Рахимова// Иностранные языки в школе. – 2012. – № 10. – С. 56 – 60.
2. Мультимедия // Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.org. – Дата доступа: 17.01.2013.
3. Ратнер, Ф.Л. Развитие социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий / Ф.Л. Ратнер, А.Э. Рахимова //Bridge – Мост: Язык и культура. – Набережные Челны: Изд-во НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2005. – №16. – С. 87 – 90.
Рецензент: Сажина Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка, УО «ГГУ имени Ф. Скорины»
Следующая > |
---|