Лозовская Татьяна Витальевна. О проблемах организации обучения английскому языку студентов технических специальностей

PDFПечатьE-mail

УДК 811.111:37.09-057.875

О ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лозовская Татьяна Витальевна

Преподаватель

Кафедра английского языка

УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»

г. Гомель, Республика Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. Данная статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу организации обучения иностранным языкам студентов неязыковых факультетов. Автор выделяет основные проблемы, возникающие в процессе преподавания английского языка студентам технических специальностей, и предлагает возможные варианты их решения.

Ключевые слова: мотивация; коммуникативные умения; иноязычное говорение; проблема; образовательный процесс.

THE PROBLEMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF TEACHING ENGLISH TO THE STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES

Lozovskaya Tatyana Vitaljevna

Lecturer

The English language department

Francisk Skorina Gomel State University

Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The article discusses one of the topical questions of organizing the process of teaching foreign languages to the students of non-linguistic faculties. The author focuses on the main problems while teaching English to the students of technical specialities and offers possible solutions.

Key words: motivation; communicative skills; foreign language communication; problem; educational process.


Введение. В современном мире образ успешного специалиста, профессионала в своём деле связан со знанием нескольких иностранных языков. Под знанием подразумевается владение иностранным языком не на элементарном уровне общения, а на профессиональном уровне. Цель обучения иностранному языку на неязыковом факультете – умение использовать полученные знания применительно к своей профессии. В идеале предполагается, что специалист сможет читать статьи газет и профессиональных журналов на иностранном языке, участвовать в работе международных конференций, выступать с докладами, отвечать на вопросы, вести профессиональные дискуссии.

Среди иностранных языков, изучаемых в Белоруссии, на первое место по международной значимости выдвигается английский язык, который является основным языком международного общения, претендующий на роль глобального языка. «Триумфальное шествие английского языка по планете настолько общеизвестно, что вряд ли нуждается в пространных обоснованиях»   [1, с. 244].

В связи с этим владение английским языком на уровне, достаточном для профессионального общения в профессиональной сфере, является одним из требований современного общества и обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста.

Цель работы. В настоящее время курс английского языка является обязательным для изучения студентами в любом высшем учебном заведении Беларуси. Каждый обладатель диплома о высшем образовании должен уметь общаться на английском языке хотя бы на среднем уровне (B1 по европейской системе оценки знаний владения иностранным языком). К сожалению, на практике, это не совсем так. Большинство студентов, обучающихся на неязыковых факультетах, после окончания курса обучения иностранного языка не могут построить даже самую простую беседу по-английски, не могут аргументировать свою позицию, найти нужную информацию в тексте. В связи с этим целью данной статьи является выделение основных проблем, возникающих в процессе преподавания английского языка студентам технических специальностей, а также поиск возможных вариантов их решения.

Материалы и методы исследования. В процессе использования таких методов исследования как анализ научной психолого-педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, а также изучения массового и передового педагогического опыта удалось найти возможные варианты решения проблем организации профессионально ориентированного обучения английскому языку студентов технических специальностей.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время к выпускникам технических специальностей, желающим занять достойное место в социальной и технократической иерархии белорусского общества, предъявляются жесткие требования. Знание иностранных языков раскрывает им широкий спектр возможностей, включающий не только коммуникативные умения, но и возможность их духовного развития и самосовершенствования. Однако, не смотря на этот факт, большинство студентов продолжают рассматривать иностранный язык всё больше как обязательную дисциплину, и желание использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности от курса к курсу снижается. Усиливается тенденция – нежелание изучать язык будущей специальности.

Для решения данной проблемы необходимо развивать мотивацию изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Поэтому в настоящее время многие преподаватели работают над тем, как сделать каждое занятие интересным, увлекательным и добиться того, чтобы оно развивало познавательный интерес, творческую и мыслительную активность [2, с. 145].

Однако перед преподавателями встает еще одна не менее серьезная проблема. Дело в том, что курс иностранного языка в высших учебных заведениях носит коммуникативно-ориентированный и профессионально направленный характер, и его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. Но в настоящее время обучение иностранному языку на неязыковых факультетах проводится, как правило, на начальных курсах, когда студенты только начинают знакомиться со своей будущей специальностью и приобретают лишь начальные знания по специальности. Поэтому многие преподаватели отмечают, что на занятиях они вынуждены заниматься не развитием языковых и речевых навыков учащихся или навыков ведения коммуникации на иностранном языке, а объяснять технические термины, что не входит в их компетенцию, и тем самым ограничиваются чтением научно-популярных текстов по специальности и заучиванием общетехнических терминов. Все это препятствует успешной организации учебного процесса и не способствует развитию познавательной деятельности студентов в рамках реализуемой программы обучения.

Кроме того, как показывает практика, большинство студентов технических специальностей перестают практиковаться в иностранном языке по окончанию курса обучения и утрачивают ранее выработанные языковые и речевые навыки и умения. В результате, поступив в магистратуру или аспирантуру, где изучение иностранного языка проводится на более высоком языковом и профессиональном уровне, учащиеся вынуждены практически заново начинать изучение иностранного языка и испытывают немалые сложности, поскольку владение иностранным языком становится необходимым не только для сдачи экзаменов, но и для ознакомления и детального изучения иностранной литературы по конкретному объекту научного исследования, что необходимо для написания научной работы, а также для успешных выступлений на международных конференциях молодых специалистов, целью которых является получение и обмен информацией, необходимой для дальнейшей научной деятельности [3].

Специалистами, работающими по вопросам усовершенствования и модернизации программ по обучению иностранным языкам в высших учебных заведениях, и самими преподавателями Гомельского государственного университета им. Ф. Скориныразрабатываются различные методы и способы улучшения качества образовательного процесса. В большинстве высших учебных заведениях Беларуси обучение длится 4 года. В связи с этим некоторые специалисты предлагают внедрение на неязыковых факультетах непрерывного курса обучения иностранным языкам, состоящего из трех этапов обучения с первого по восьмой семестры. При этом конечными требованиями к владению иностранным языком на первом этапе (с первого по четвертый семестры) являются получение языковой и коммуникативной компетенции, достаточной для дальнейшей учебной деятельности, для изучения зарубежного опыта в определенной профилирующей области науки и техники, а также для осуществления деловых контактов на элементарном уровне. В случае недостаточной сформированности языковых навыков и речевых умений в рамках программы средней школы данный этап включает соответствующий вводно-коррективный курс. На втором этапе (в течение пятого и шестого семестров) конечной целью является приобретение коммуникативной компетенции, необходимой для изучения и творческого осмысления зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки и техники, а также для делового профессионального общения. В свою очередь конечными требованиями на заключительном, третьем этапе является наличие коммуникативной компетенции, необходимой для квалифицированной информационной и творческой деятельности в различных сферах и ситуациях делового партнерства, совместной производственной и научной работы. Однако, предлагаемый непрерывный курс обучения иностранному языку рассчитан только для студентов, успешно сдавших экзамен по окончанию первого этапа обучения, что не соответствует основной задаче подготовки молодых специалистов.

Другие специалисты предлагают начинать двухгодичный курс обучения иностранным языкам студентам технических специальностей, начиная с 5 семестра, обосновывая свое предложение наличием у учащихся большей мотивировки к образовательной и познавательной деятельности в сфере своей будущей специальности. К тому же, студенты старших курсов уже хорошо владеют базовыми профессиональными знаниями, что позволяет им более легко адаптироваться к восприятию и усвоению коммуникативно-ориентированного и профессионально направленного курса обучения иностранным языкам. Все трудности реализации коммуникативно-ориентированного и профессионально направленного курса обучения студентов иностранным языкам возможно преодолеть путем взаимодействия различных структурных подразделений высшего учебного заведения, а именно – кафедры иностранных языков и кафедр, подготавливающих специалистов по различным техническим специальностям. Так, например, для студентов можно издавать в сотрудничестве с преподавателями других кафедр материалы и методические указания по направлениям, полностью отвечающим содержанию программ обучения студентов по профильным дисциплинам. Это позволит снять лексические трудности в восприятии профессионально направленной информации на иностранном языке и дает возможность преподавателю уделять большее внимание на развитие языковых и речевых навыков и умений студентов. Материалами для таких совместно разработанных учебных пособий могут служить статьи из научных зарубежных изданий и оригинальные учебники по фундаментальным техническим дисциплинам.

В дальнейшем для поддержания уровня знаний и умений, полученных в процессе обучения иностранным языкам, можно рекомендовать выпускающим кафедрам ввести в практику обучения студентов старших курсов профильным дисциплинам написание рефератов на базе обзора современной иностранной научно-технической литературы. Кроме того, целесообразно использование информации оригинальных научных источников на изучаемом иностранном языке при написании студентами курсовых работ и дипломных проектов для проведения исследований сравнительных характеристик изучаемых ими объектов с зарубежными аналогами. В результате подобной практики выпускники высших учебных заведений, поступив в дальнейшем в магистратуру или в аспирантуру и занимаясь научно-исследовательскими работами на более высоком профессиональном уровне, не будут испытывать трудностей в практике устного и письменного общения на иностранном языке.

Заключение. Таким образом, хотелось бы отметить, что высказанные предложения заслуживают самого пристального внимания. Однако, при этом, безусловно, необходимо учитывать и разрабатывать эффективные механизмы по взаимодействию кафедр иностранных языков с выпускающими кафедрами высшего учебного заведения для дальнейшего повышения роли и качества содержания профессионально направленной составляющей учебной программы, соответствия ее современному состоянию развития науки и техники.

Список литературы

         2. Букина, А. Н. Воспитание и мотивация учебной деятельности студентов / А. Н. Букина // Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. – 103с.

         3. Апухтина, Н. Н. О некоторых вопросах обучения иностранному языку в технических и высших учебных заведениях по горным и геологическим специальностям: Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: www.sworld.com.ua – Дата доступа: 11.11.2014

Рецензент: Сажина Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английского языка, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины