Петухова Галина Николаевна. Организация контроля знаний при модульном обучении иностранному языку

PDFПечатьE-mail

УДК 378.147:811.111

Организация контроля знаний при модульном обучении иностранному языку

Петухова Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры английского языка, УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», г. Гомель, Республика Беларусь, Petukhov@tut.by

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты контроля знаний студентов естественнонаучных специальностей по иностранному языку.

Ключевые слова: модуль; рейтинг; контроль; самоконтроль; иностранный язык; самостоятельная работа; презентация.

Organization of knowledge control with modular training a foreign language

Petukhova Galina Nikolayevna, senior teacher, the Foreign Languages Department, F. Scorina Gomel State University, Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. Some aspects of the knowledge control of students' of natural science disciplines in a foreign language are discussed.

Keywords: module; rating; control; self control; foreign language; independent work; presentation.

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в высшем учебном заведении является контроль знаний, проводимый преподавателями, и самоконтроль, осуществляемый студентами. Контроль знаний является значимым видом работы преподавателя при изучении иностранного языка. А самоконтроль позволяет студентам лучше оценивать свои достижения и потенциальные возможности, а также проследить пути, чтобы направить свои усилия для овладения иностранным языком.

Существуют традиционные формы контроля знаний. Можно также использовать компьютерные технологии, позволяющие адекватно и беспристрастно оценивать знания студентов. Причем этот способ позволяет студентам произвести самоконтроль и быстро получить результат.

При использовании модульного обучения осуществляется непрерывный контроль всех видов деятельности студентов, что позволяет провести полную и качественную оценку работы всех студентов группы. Такого рода контроль позволяет осуществить модульно-рейтинговая система знаний и умений. Данная система направлена на повышение качества подготовки специалистов путем совершенствования организации учебного процесса по иностранному языку и способствует увеличению степени контроля процесса обучения.

Модульно-рейтинговую систему оценки знаний, умений и навыков студентов по иностранному языку можно представить как комплекс организационных, учебных и контрольных мероприятий, предполагающий разбиение процесса обучения на модули (отдельные относительно самостоятельные части), непрерывный контроль всех видов учебной деятельности студента и наличие соответствующего учебно-методического обеспечения этой деятельности.

Непрерывный контроль результатов всех видов учебной деятельности студента основывается на учете вклада в итоговую оценку различных видов деятельности в процессе изучения иностранного языка и результатов ру­бежного контроля знаний по итогам прохождения отдельных модулей в соответствии с заранее составленным графиком.

Прежде всего, следует определить цели введения данной системы:

-   стимулирование повседневной систематической работы студентов, равномерное распределение учебной нагрузки студентов и преподавателей в течение семестра;

-   акцентирование познавательной активности студентов на значимых разделах учебной программы;

-   повышение объективности оценки подготовленности студента за счет усиления ее зависимости от результатов ежедневной работы в течение семестра и снижения роли случайных факторов при конечном контроле знаний и простановке итоговой оценки.

Основой модульно-рейтинговой системы является определенное количество контрольных срезов, каждый из которых оценивается определенным числом баллов по результатам изучения отдельного учебного модуля дисциплины.

Определив цели и задачи, можно приступать к разработке модулей. При этом необходимо иметь в виду, что учебный модуль это часть учебного материала дисциплины, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебной программы, интегрирующая в себе все этапы учебной познавательной деятельности: изучение теоретического материала, выполнение практических заданий, контроль и оценку результатов обучения. Поскольку иноязычная подготовка обладает определенной спецификой и коммуникативной направленностью, следует иметь ввиду, что отдельный модуль должен содержать комплекс практических заданий и упражнений для глубокой отработки студентами учебного материала и выполнения практических действий в постоянно изменяющихся условиях или ситуациях иноязычного общения. Поэтому при составлении модуля следует придерживаться принципов целенаправленности, научности, связи теории с практикой и оперативности знаний. Например, в одном учебном модуле по теме «Computer» можно включить изучение специальной лексики, лексические и грамматические упражнения, теорию по грамматике в соответствии с программой, тексты «Onthehistoryofcomputerdevelopment», «Fourkindsofcomputers», «Fivepartsofaninformationsystem», диалоги и презентации, тесты и контрольные работы.

Кроме того, студентов необходимо проинформировать об организации учебного процесса в рамках модульно-рейтинговой системы. Для этого можно подготовить для студентов памятки, в которых указывается тематика модулей, объем учебного времени и самостоятельной работы с материалом учебных модулей, виды и сроки проведения контролирующих мероприятий, перечень видов самостоятельной работы, рейтинг-план по дисциплине «Иностранный язык» и график консультаций с преподавателем английского языка. Полную информацию о данной системе работы можно расположить на сайте кафедры.

Рейтинг это индивидуальный накопительный показатель (количество баллов), характеризующий полноту и качество изучения студентом учебной дисциплины в семестре, а рейтинговый балл это численная оценка деятельности студента при изучении учебного курса, выставляемая за отдельные виды учебной работы.

Вводный модуль должен сопровождаться средствами входного контроля. Как уже было сказано выше, приобретаемые студентами иноязычные знания, умения и навыки должны выступать объектом непрерывного контроля, как со стороны преподавателя, так и самих студентов, то есть самоконтроля. В качестве основных видов непрерывного контроля выступают текущий рейтинг и рубежный контроль.

Текущий рейтинг это количество рейтинговых баллов, полученных сту­дентом в период учебных занятий в семестре. Он определяется активностью студента на занятиях, посещаемостью студентом запланированных расписанием учебных занятий, своевременностью выполнения студентом практических заданий для самостоятельной работы и результатами рубежного контроля (тестирование, аудиторная контрольная работа, устный фронтальный опрос и др.). Показатели текущего рейтинга фиксируются в рейтинговой ведомости, которую можно расположить на сайте кафедры в свободном доступе для студентов.

Что касается рубежного контроля, то его можно охарактеризовать как оценку знаний, умений и навыков студентов после изучения одного или нескольких учебных модулей. Рубежный контроль может осуществляться в виде письменных работ, тестов, в форме устных фронтальных опросов и др., на основании которых выставляются рейтинговые баллы.

Нормативные значения рейтинговых баллов, начисляемых в процессе изучения дисциплины, заблаговременно доводятся преподавателем до сведения студентов и размещаются на сайте кафедры. Виды учебной работы, форма проведения и количество этапов рубежного контроля знаний студентов доводятся до сведения студентов на первом занятии. Для студентов, пропустивших этап рубежного контроля по уважительной причине, подтвержденной документально, преподаватель устанавливает дополнительные сроки отчетности.

Можно установить и, так называемый, поощрительный рейтинг – количество рейтинговых баллов, полученных студентом при выполнении дополнительных видов учебной работы. Это могут быть баллы за участие в олимпиаде, студенческих конференциях, за создание презентаций и написание работ на конкурс.

Итоговый рейтинг исчисляется из количества рейтинговых баллов, которое складывается из рейтинговых баллов текущего, контрольного и поощрительного рейтингов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что создание учебных модулей и организация контроля знаний умений и навыков в рамках модульно-рейтинговой системы достаточно трудоемкая, но весьма эффективная деятельность, при которой вся работа студентов является прозрачной, объективно оценивается и значительно повышает мотивацию студентов.