Полухина Нина Сергеевна. Преимущества и способы использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе самостоятельного изучения английского языка

PDFПечатьE-mail

374+811.111

Преимущества и способы использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе самостоятельного изучения английского языка

Автор: Полухина Нина Сергеевна, студент магистратуры, кафедра теории языка, Курский государственный университет, Курск, Россия, ninakursk@yandex.r

Аннотация: В условиях глобализации все большее количество людей осознает необходимость владения английским языком для успешного карьерного роста. Массовые открытые онлайн-курсы, появившись сравнительно недавно, быстро набирают популярность и завоевывают ведущие позиции на образовательном рынке. В статье описываются принципы работы массовых открытых онлайн курсов и проводится сравнение нескольких платформ МООК. Исследование посвящено возможностям использования МООК в процессе самостоятельного изучения английского языка для общения в сфере профессиональной коммуникации.

Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, МООК, английский язык, дистанционное образование, обучение аудированию, обучение письму, обучение чтению.

Benefits and ways of using massive open online courses in the English language self-learning.

Polukhina Nina Sergeyevna, student, Theory of the language department, Kursk State University, Kursk, Russia.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

In the wide-spreading process of globalization an increasing number of people realize the necessity of being able to speak English to have a successful career. Being relatively new massive open online courses are becoming increasingly popular and gaining leading positions in educational market. The given article describes how massive open online courses function and it compares several MOOC platforms. The study is dedicated to describe the benefits of massive open online courses operate in the English language self-learning process.

В современном быстро развивающемся мире претерпевают изменения все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе меняются и подходы к обучению. Появление новых информационных технологий и новейших средств телекоммуникаций предъявляют более высокие требования к качеству образования. Наряду с этим одним из важнейших факторов развития становится непрерывное образование. Знаний, приобретенных в школе и в вузе, порой бывает недостаточно для осуществления успешной профессиональной деятельности, поэтому на современном этапе развития общества человеку мало знать и уметь, современный человек должен обладать способностью непрерывно пополнять свои знания. В этой связи наряду с развитием множества новых форм и методов образования, дистанционное обучение становится популярной формой получения знаний, позволяя сделать процесс обучения более гибким, экономичным и ориентированным на потребителя.

Глобализация и информатизация образования коснулась и процесса проеподавания английского языка. Все большую популярность набирают дистанционные онлайн курсы английского языка. Однако эти курсы имеют достаточно общую, разговорную направленность и не могут удовлетворить потребности учащихся, которым английский необходим для общения в профессиональной сфере.

Гипотезой настоящего исследования являлось то, что массовые открытые онлайн-курсы могут быть использованы в процессе самостоятельного изучения английского языка. В процессе исследования предполагается проверить достоверность выдвинутой гипотезы и при условии, если она верна составить рекомендации для студентов, желающих самостоятельно изучать английский язык с помощью ресурсов массовых открытых онлайн-курсов (далее МООК).

Основным методом исследования являлся анализ популярных платформ МООК и сравнение их по контенту, структуре учебных курсов и системе аттестации, а также опрос студентов Курского государственного университета, которые прошли обучение на МООК.

По данным свободной энциклопедии Википедия, на сегодняшний день известно более 20 платформ, предоставляющих массовые открытые онлайн-курсы: UPEx, StanfordOnline, Coursera, iversity, edX, Eliademy, CanvasNetwork, OneMonth, OpenLearning, Udacity, AcademicEarth, FutureLearn, PeertoPeerUniversity, KhanAcademy, Acade.me, Saylor.org, Udemy, MOOEC, NovoEd, WizIQ, FranceUniversité Numérique [3]. Мы провели опрос среди студентов факультета иностранных языков Курского государственного университета, чтобы выяснить, какие платформы МООК им известны. По результатам опроса больше всего голосов набрала Coursera (20), далее следуют Udacity (10), EdX (4), Udemy (4) и AcademicEarth. Прочие платформы набрали менее двух голосов. В нашем исследовании мы будем опираться на принципы работы сайта Coursera.orgкак наиболее популярного среди опрошенных студентов. Прочие МООК имеют подобную структуру.

Coursera – это образовательная платформа, которая сотрудничает с ведущими университетами и образовательными организациями по всему миру и предоставляет бесплатные онлайн курсы.

Courseraбыла основана в 2012 году профессорами Эндрю Энг и Дэфни Коллер, которые преподавали информационные технологии в Стендфордском университете. В основу проекта легла идея о создании образовательной платформы, которая сделает доступными для онлайн обучения курсы, предоставляемые различными университетами по всему миру. На сегодняшний день Courseraсотрудничает со 114 образовательными организациями и предлагает более 1000 курсов на 20 языках. Большинство курсов представлены только на английском языке (754 из 1033) [2].

Все курсы относятся к одной из следующих категорий: искусство, биология и науки о жизни, бизнес и менеджмент, химия, искусственный интеллект, разработка программного обеспечения, системы безопасности, экономика и финансы, образование, науки о Земле, инженерия, продукты и питание, гуманитарные науки, информационные технологии и дизайн, юриспруденция, математика, медицина, музыка, кино и аудио, физические науки, социальные науки, статистика и обработка данных.

Каждый курс Courseraвключает в себя следующие составляющие:

  • введение и подробный учебный план на каждую неделю обучения;
  • набор лекций длительностью от 5 до 20 минут, которые посвящены основным аспектам и проблемам курса;
  • некоторый материал для самостоятельного изучения — книги или статьи по теме курса;
  • еженедельный тест, основанный на лекционном материале;
  • несколько письменных работ в форме эссе, которые проверяются другими студентами;
  • форум для общения и обмена мнениями с другими студентами.

В процессе настоящего исследования я прошла обучение на нескольких  курсах на платформе Coursera.org. Структура обоих курсов соответствовала всем вышеперечисленным принципам МООК. Длительность курсов составляла 6 недель при нагрузке 2-4 часа в неделю. Следует отметить, что обучение строго ограничено во времени, не только курсы имеют точные даты начала и окончания, но и для каждого задания установлен срок сдачи работы. Новые лекции и тесты публикуются еженедельно, каждый понедельник, одновременно с этим в понедельник заканчивается время на выполнение работы за прошлую неделю. Таким образом, студент имеет возможность распоряжаться своим учебным временем только в рамках одной недели, возможность выполнить задания заранее или доделать то, на что не хватило времени ранее, не предусмотрена. Это связано с системой проверки письменных работ студентами, обучающимися на том же курсе.

Основным преимуществом МООК, на мой взгляд, является возможность получить доступ к учебным материалам университетов с мировой известностью. Также МООК дают возможность обучаться на иностранном языке, тем самым повышая свой уровень владения языком. Большое разнообразие платформ МООК и курсов, предлагаемых на них, позволяет удовлетворить практически любые потребности тех, кто желает обучаться онлайн. Гибкость и свобода онлайн обучения делают его привлекательным для студентов со всего мира.

Сайты МООК обладают простым и понятным интерфейсом, делая работу с ними максимально удобной для студентов. Некоторые платформы, такие как Courseraи Udemyимеют мобильные приложения, позволяющие обучаться не только дома, но и в любом удобном месте, в том числе и на ходу. Курсы сгруппированы по тематике, университету и дате начала обучения. После регистрации на сайте для начала обучения необходимо лишь записаться на курс и следовать подсказкам системы.

Исходя из собственного опыта, мне хотелось бы обратить внимание и на некоторые недостатки системы. Такие как недостаточная гибкость в планировании учебного времени. С другой стороны регулярная работа с небольшими объемами учебного материала обеспечивает лучшее его усвоение. Другим недостатком, на мой взгляд, является проверка письменных работ неквалифицированными специалистами. Несмотря на четко сформулированные критерии оценки, есть вероятность того, что студенты могут чего-то не знать или не понимать или относиться к процессу проверки не вполне добросовестно. Еще одним серьезным недостатком МООК является возможность списать. Во время выполнения тестовых заданий можно просмотреть материалы курса в другой вкладке или самостоятельно найти любую необходимую информацию.

Таким образом, МООК могут быть эффективным средством обучения, но они требуют сформированности навыков самостоятельной работы у студентов, высокой мотивации и умения планировать свое учебное время.

Coursera, как и другие платформы МООК не имеет своей задачей обучение иностранным языкам, однако мы предлагаем использовать ресурсы портала в качестве средства обучения английскому языку, как языку, на котором представлено большинство учебных курсов.

Как известно, обучение иностранному языку основывается на обучении четырем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму [1, с. 27]. Рассмотрим, как эти виды речевой деятельности задействованы в процессе обучения на МООК.

Основную часть теоретического материала студенты получают через видео лекции. Таким образом студенты получают аутентичный аудиоматериал для обучения аудированию. Для студентов, недостаточно хорошо владеющих английским языком,  предусмотрена возможность замедлить скорость проигрывания лекций. Также большинство видео сопровождены субтитрами, которые можно включать и отключать по мере необходимости.

Для успешного прохождения курса необходимо использование дополнительной литературы, что развивает навык чтения. Навык письма развивается через написание еженедельных эссе и участие в обсуждениях на форуме. К сожалению, возможности развивать навыки говорения, только выполняя оригинальные задачи курса, нет.

Особое внимание следует уделить содержанию курсов. Курсы представляют собой не только аутентичный учебный материал, но также материал определенной тематики. Людям, желающим изучать английский язык для профессиональных целей, зачастую бывает непросто найти курсы или частных преподавателей, готовых подготовить их к общению на необходимую тему. Обучаясь на МООК студенты имеют возможность работать над лексикой определенной тематики. Причем процессы расширения пассивного словарного запаса и перехода слов в активный запас происходят в максимально сжатые сроки. От чтения и прослушивания учебных лекций учащиеся достаточно быстро подходят к необходимости употребления изученной лексики для написания собственных эссе.

Обратная связь при изучении английского языка с помощью МООК имеет несколько иной характер. МООК — это не специализированные курсы иностранных языков, поэтому никто не будет исправлять ваши грамматические ошибки. Однако вы получите отзыв о том, насколько ваши высказывания информативны и адекватны обсуждаемой теме, что, на наш взгляд, более важно при обучению профессиональному общению.

Говоря об изучении английского языка с помощью МООК, необходимо иметь в виду, что этот способ не подходит для обучения с нуля или на ранних этапах. Большинство опрошенных нами студентов считают, что для успешного обучения на курсах, необходимо владеть английским языком на уровне не ниже чем Upper Intermediate.

На основе собственного опыта обучения на Courseraи информации, полученной при опросе других студентов, были предложены следующие рекомендации для учащихся, желающих повысить свой уровень владения английским языком с помощью МООК:

1. Старайтесь прослушивать лекции в нормальном темпе и без субтитров. Если что-либо осталось непонятно после первого прослушивания, включите субтитры и проиграйте лекцию еще раз.

 2. Во время прослушивания лекций старайтесь выписывать незнакомые вам слова, относящиеся к теме курса, чтобы затем использовать их в ваших эссе.

 3. Занимайтесь регулярно, не откладывайте выполнение заданий на последний день. Оптимальное количество занятий, на наш взгляд, 3-4 в неделю.

 4. Читайте весь дополнительный материал, который предлагается к курсу. Пользуйтесь словарем по необходимости и составляйте свой глоссарий.

 5. Принимайте активное участия в обсуждении проблем на форуме.

Таким образом, МООК могут быть эффективным средством повышения уровня владения английским языком в сфере профессиональной коммуникации, так как содержат в себе лексический материал определенной тематики, недоступный при обучении на традиционных языковых курсах.  При выборе правильной стратегии обучения возможно развитие таких речевых навыков как аудирование, чтение и письмо, а также усвоение лексики, соответствующей требуемой тематики профессионального общения.

Литература:

 1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 160 с.

2. Coursera // https://www.coursera.org (дата обращения 25.10.2014).

3. Massive Open Online Course // Wikipedia : http://en.wikipedia.org/wiki/Massive_open_online_course (датаобращения 29.11.2014).