Лозовская Татьяна Витальевна. Игра как способ обучения спонтанной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей

PDFПечатьE-mail

УДК 378.147:811’243:303.687.4811.111(37.02)

Игра как способ обучения спонтанной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей

Лозовская Татьяна Витальевна, преподаватель кафедры английского языка

 УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины»,  г. Гомель, Республика Беларусь,   Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. В данной статье рассматриваются необходимые условия для успешного формирования иноязычной речи на занятиях по английскому языку. В ходе исследования описываются преимущества применения ролевой игры в обучении спонтанной разговорной речи студентов неязыковых специальностей, а также выделяются основные критерии оценок при устном речевом взаимодействии.

Ключевые слова: мотивация; высшее образование; ролевая игра; спонтанная речь; реальное общение; критерии.

A ROLE-PLAY AS A MEANS OF TEACHING ORAL SPEECH TO THE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES

Lozovskaya Tatyana Vitaljevna

 Lecturer

 The English language department

 Francisk Skorina Gomel State University

 Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. The article focuses on the main conditions which are necessary for the successful formation of foreign speech at the English lessons. The work concentrates on the advantages of the use of a role-play in teaching spontaneous speech to the students of non-linguistic specialities and on the main assessment criteria during oral speech interaction. 

Key words: motivation; higher education; role-play; spontaneous speech; real-life communication; criteria.

Введение. Переход к рыночной экономике, перестройка внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, прямые контакты и новые формы взаимоотношений с зарубежными партнерами делают обучение иностранным языкам все более популярным. Обществу необходимы специалисты, которые эффективно общаются в условиях иноязычной культурной среды.

Важнейшей целью организации языкового образования на неязыковых специальностях является обеспечение профессиональной коммуникативной направленности содержания обучения с учетом реальных требований к иноязычной и социально-культурной подготовке будущих специалистов. Однако практика показывает, что многие выпускники неязыковых факультетов испытывают трудности в условиях профессиональной коммуникации на иностранном языке. Теоретически истоки данной проблемы восходят к основному противоречию любого профессионального образования – переходу от учения к практической деятельности.

Подготовка профессионала в неязыковом вузе заключается в формировании речевых умений в различных видах речевой деятельности, которые позволили бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в ситуациях межкультурного взаимодействия. В связи с этим в настоящее время обучение разговорной иностранной речи происходит с явным уклоном в сторону спонтанности [1].

Цель работы. Изучение иностранного языка студентами неязыковых специальностей имеет свои особенности, связанные со спецификой будущей профессиональной деятельности, личностными и профессиональными характеристиками, необходимыми для будущего специалиста. В настоящее время существует большое количество технологий, методов, которые позволяют эффективно и даже в короткие сроки если не изучить иностранный язык, то хотя бы получить необходимые знания.

Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов,  является  использование игры на занятиях по  иностранному языку. В связи с этим цель данной статьи заключается в том, чтобы показать преимущества применения ролевой игры в обучении спонтанной разговорной речи студентов неязыковых специальностей, а также выделить основные критерии оценок при устном речевом взаимодействии.

Материалы и методы исследования. В процессе использования таких методов исследования как анализ научной психолого-педагогической литературы, собственной педагогической деятельности, а также изучения массового и передового педагогического опыта удалось доказать эффективность обучения, включающего в себя регулярное использование ролевой игры на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых специальностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Игровые приемы обучения занимают главенствующие позиции в практике преподавания иностранных языков на разных уровнях. Не следует думать, что студенты – это уже совсем взрослые люди, которые не любят, и не будут играть. Многие считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке. Однако человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую, и душевную деятельность. В условиях современного коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам личный интерес обучающегося – это главный фактор процесса образования.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряженных эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную, а следовательно и неинтересную для них деятельность на уроке в конкретную и интересную [2, с. 57].  

Игра дает возможность преодолеть застенчивость, которая мешает свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения. Как радостно ощущать, что можно говорить не хуже других.

Английский язык в основном дается сложно. Поэтому необходимо разнообразить деятельность на занятиях, что позволит усвоить новый материал и закрепить старый без особого нажима, ненавязчиво.

В практической работе можно применять игры разного вида: устные и письменные, грамматические, лексические и фонетические, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Чтобы сделать любое занятие интересным и эффективным, можно подобрать игру для любого этапа занятия.

Известно, что возможность пополнить словарный запас в непринужденной обстановке в форме игры гораздо выше, чем на обычном уроке. В зависимости от цели урока игры могут быть самыми разными. Они могут предлагаться как на начальном этапе при изучении темы, так и в процессе закрепления учебного материала. Игра может являться лишь элементом занятия, либо все занятие может быть проведено в форме игры с элементами соревнования в группе. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь повышением интереса к предмету.

Игры на занятиях дают возможность погрузиться в язык, стимулируют их воображение, развивают спонтанную речь, активизируют применение полученных знаний.

Игровые методы обучения используют различные виды мотивации:

1. Каждая игра имеет результат, стимулирует к достижению цели. Ситуация успеха создает мотивацию для развития познавательного интереса (познавательные мотивы).

2. Совместное решение игровых задач стимулирует межличностное общение и укрепляет отношения между студентами.

3. В игре обучающиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

4. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от участника, его личностных качеств [3].

Занятия способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Подобные занятия вызывают большой интерес у студентов из-за необычности по форме, хорошо развивают творческие способности, проводятся с целью обобщения и закрепления изученного материала, способствуют развитию навыков работы с дополнительной литературой, поддерживают интерес.

Подход к ошибкам в процессе обучения спонтанной иноязычной речи в ходе ролевой игры должен основываться на следующих позициях:

- речевая    ошибка    является    нормальным    явлением    процесса обучения;

- исправляются ошибки, а не обучаемые;

- не исправляются ошибки, допущенные в момент речевого общения;

- исправление    ошибки    должно    носить    характер    повторения правильных форм за преподавателем.

Разговорная грамматика допускает определенные отклонения от грамматики письменной речи. В ней наблюдаются эллиптические конструкции, односоставные предложения без подлежащего, неоконченные фразы и оговорки. Особенности разговорной грамматики важно учитывать в условиях обучения иноязычной устной речи.

Необходимым условием успешного обучения устной иноязычной речи является контроль со стороны преподавателя, так как именно он информирует обучаемого о качестве языковой подготовки.

Одними из главных функций контроля знаний являются обучающая и стимулирующая функции контроля. Положительная оценка работы обучаемых стимулирует их на более высокие результаты в процессе обучения [4, с. 74].

Критериями оценок при устном речевом взаимодействии являются:

- логическая последовательность общения;

- использование соответствующего лексического материала;

- содержательность высказываний участников общения;

- эмоциональный    характер    высказывания    мыслей    и    реплик участников общения.

С целью уточнения процесса применения и выяснения эффективности использования ролевой игры в обучении студентов спонтанной разговорной речи были проведены занятия со студентами 3 курса факультета физической культуры. Задачей обучения явилось формирование навыков устной иноязычной речи и формирование способности к высказыванию своего мнения по теме “Travelling”. Успешное освоение слов и выражений по данной теме и в последствии их комбинирование дает студентам возможность осуществлять речевую деятельность на иностранном языке в сфере туризма. В ходе занятия помимо упражнений “Speakforyourself”, в которых студенты должны были прокомментировать свой выбор и высказать свое мнение (1. What facilities would you expect a very expensive hotel to provide their guests? Make a list and compare your ideas with a partner. 2. You’re planning a holiday. Which three things are most important for you? Which things are least important for you? Compareyourideas.), были использованы речевые коммуникативные ситуации в форме диалога, в котором происходило ролевое общение между клиентом (guest) и сотрудником гостиницы (receptionist) “At the hotel”.

В результате удалось организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим студентам. К отрицательным моментам можно отнести тот факт, что не все студенты проявляли свою активность с самого начала занятия. Им потребовалось больше времени на преодоление своих комплексов и нерешительности. Однако, в процессе игры благодаря помощи и поддержке со стороны более сильных студентов им удалось влиться в игровой процесс и участвовать в нем наравне со всеми.

Заключение. Таким образом, очевидно, что применение ролевой игры  на занятиях по иностранному языку, несомненно, способствует развитию спонтанной речи. Игры можно использовать для ознакомления с новым материалом и для отработки любой темы. А польза от них весьма существенна. Не следует забывать о том, что игра – это естественное состояние не только для детей, но и для взрослых.  

Список литературы

1. Ермакович, И. А. Методы обучения разговорной речи на иностранном языке [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/ – Дата доступа: 11.10.2014

2. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. – М.: Арти-Глосса, 2000. – 186 с .

3. Глухих, Я. А. Развитие социальной и коммуникативной креативности студентов с помощью иностранного языка [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа:http://www.science-education.ru/13-427Дата доступа: 15.10.2014

4. Миролюбов, А. А. Коммуникативные методы обучения иноязычному говорению / А. А. Миролюбов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с .