УДК 811.11:37.013.2:004.9:352.075.2
Образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей
Сажина Елена Владимировна, зав. кафедрой английского языка, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Аннотация. Настоящая статья посвящена такой проблеме как организация образовательного процесса по иностранному языку в группах магистрантов неязыковых специальностей с использованием новейших информационных технологий. Устанавливаются образовательные возможности таких технологий, как Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, которые могут быть успешно использованы в учебном процессе для решения педагогических задач, ставящихся перед преподавателем и обучаемыми. Использование таких методов как теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент позволило сделать ряд выводов, в соответствии с которыми были установлены образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: информационные технологии; магистратура; Skype; ABBY-Lingvo; E-mail.
EDUCATIONAL POSSIBILITIES OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS OF TEACHING ENGLISH TO POST-GRADUATE STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALITIES
Sazhyna Elena Vladimirovna
Head of Department
The English language department
Gomel State University named after Francisk Skorina
Gomel, the Republic of Belarus
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Annotation. The present article is devoted to the study of such a problem as the organization of the educational process in English in groups of post-graduate students of non-linguistic specialities with the use of new information technologies. The educational possibilities of such technologies as Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, which can be successfully used in the educational process for the solution of pedagogical tasks by lecturers and post-graduates, have been found out.
The use of such methods as the theoretical analysis of literature, the pedagogical observation, the pedagogical experiment let us come to a few conclusions, according to which the educational possibilities of new information technologies in teaching English to post-graduates of non-linguistic specialities have been singled out.
Key words:information technologies; Master’s degree; Skype; ABBY-Lingvo; E-mail.
Введение.В последние годы отмечается значительный рост количества желающих продолжить свое обучение в магистратуре, которая представляет собой завершенный этап обучения и воспитания на уровне высшего образования, на котором обеспечивается формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра, дающий право на продолжение образования в аспирантуре и на трудоустройство по полученной специальности и присвоенной квалификации. Данное явление можно объяснить тем, что обучение в магистратуре открывает следующие возможности: позволяет углубить и систематизировать знания по выбранной специальности; возможность карьерного роста, а значит и роста заработной платы; диплом магистра позволяет получить более высокую квалификационную категорию в учреждениях дошкольного и общего среднего образования за более короткий срок; продолжить обучение в аспирантуре. Все эти факторы обусловили потребность в пересмотре имеющихся возможностей обеспечения качества процесса обучения магистрантов иностранному языку в вузе. В связи с этим внимание было обращено на поиск информационных технологий, которые бы предоставляли широкий спектр образовательных возможностей для магистрантов неязыковых специальностей как в вузах страны, в целом, так и в УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины», в частности.
Цель работы. Целью настоящей работы является теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение процесса организации обучения иностранному языку в группах магистрантов неязыковых специальностей с использованием новых информационных технологий.
Материалы и методы исследования. Благодаря использованию таких методов исследования как теоретический анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент были сделаны ряд выводов, позволившие установить образовательные возможности новых информационных технологий в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей.
Результаты исследования и их обсуждение.Так, внимание было обращено на использование Skype в образовательном процессе. Skype – программное обеспечение для передачи речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям, обеспечивающее бесплатную голосовую связь через Интернет между компьютерами [1]. Предоставляя возможность речевого общения, Skype может обеспечивать решение таких учебных задач, как развитие навыков говорения и аудирования. Функция «Чат» может быть использована преподавателем для указания на допущенные магистрантом ошибки, тем самым давая возможность последнему видеть эти ошибки на мониторе компьютера и избегать их повторения в ходе ведения диалога.
Другим преимуществом использования технологии Skype в обучении магистрантов говорению/аудированию может являться отсутствие визуального контакта между обучаемым и обучающим. В определенных случаях данный факт удовлетворяет такой критерий успешности формирования навыков говорения/аудирования как критерий психологического комфорта.
Главным преимуществом Skype в работе с магистрантами является возможность своевременной сдачи последними кандидатского минимума по иностранному языку, находясь, к примеру, в командировке и др., а также как вариант дистанционной формы получения знаний.
Говоря о возможностях и перспективах использования Skype в образовательном процессе, следует отметить, что применение данного программного обеспечения может сочетаться с обращением к электронному словарю (напр. Lingvo 11). Такое спаренное использование компьютерных программ призвано решить ряд задач: 1) обеспечение языковой правильности, точности и вариативности способов выражения мысли; 2) увеличение объема и сложности воспринимаемого на слух речевого сообщения; 3) увеличение скорости предъявления речевого материала [2]. Решение данных задач обеспечит лексическую насыщенность диалога между обучающим и обучаемым и будет способствовать развитию лексических навыков у последнего.
Обращаясь к анализу возможностей и перспектив использования электронной почты (E-mail), следует также отметить ряд положительных моментов. Во-первых, электронная почта может использоваться как средство передачи преподавателем учебного материала магистранту, а также как средство сообщения домашнего задания и получения отчета магистранта о его выполнении. Во-вторых, E-mail может быть успешно использована для развития как навыков письма, так и навыков чтения. Для реализации данных задач магистранту может быть предложено ведение диалогового общения в форме письменных сообщений на заданную тему (например, написать приглашение на конференцию/семинар, сообщить о результатах научной деятельности, полученных за последний месяц и т.д.). После получения письма от магистранта преподаватель, используя различные шрифты, может при необходимости внести исправления, которые в дальнейшем будут проанализированы обучаемым. Диалоговое общение между преподавателем и магистрантом, осуществляемое посредством электронных сообщений, может сопровождаться использованием различных контрольно-тестовых заданий на определенных этапах обучения (Entry test, Current test, Exam practice), что будет способствовать своевременной коррекции полученных знаний. Кроме вышеупомянутых заданий студенту могут быть предложены аутентичные тексты для чтения и перевода, что будет способствовать развитию соответствующих навыков.
Заключение. Таким образом, подводя итог выше сказанному и учитывая результаты проведенных экспериментов с магистрантами УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины» очной и заочной формы обучения, мы пришли к выводу, что одними из эффективных новых технологий, предоставляющие широкие образовательные возможности в обучении иностранному языку магистрантов неязыковых специальностей, являются Skype, ABBY-Lingvo, E-mail, которые в сочетании с другими технологиями дают высокие результаты. Перспективным представляется дальнейшее изучение возможностей новейших технологий и их внедрение в практику преподавания иностранного языка в группах магистрантов, а также установление их комбинаторики и определение эффективности применения тех или иных сочетаний технологий в образовательном процессе на второй ступени обучения в вузе.
Литература
1. Skype [Электронный ресурс] / Википедия. – М., 2006. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skype. – Дата доступа: 05.01.2008.
2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособ. для учителя / Н.Д. Гальскова. – 3-е изд., переработанное и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 192 с.
< Предыдущая | Следующая > |
---|