Омбоева Наталья Антоновна. Становление субъект-субъектных отношений при обучении английскому языку

PDFПечатьE-mail

Становление субъект-субъектных отношений при обучении английскому языку

Омбоева Наталья Антоновна, кандидат педагогических наук, учитель английского языка

МОУ «Лицей №3» г.Волгоград, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация.

Данная статья  посвящена  процессу формирования субъект-субъектных  отношений при обучении английскому языку, т.е. обучающийся рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями.  Автор делится своим опытом и рассматривает организацию субъект-субъектной учебной деятельности на комбинированном учебном занятии по теме «Безопасность на дороге» в 6 классе.

Ключевые слова: субъект-субъектная учебная деятельность; субъект-субъектное учебное сотрудничество.

 

 

 

 

Formation of  Subject - Subject Relations When Teaching English

Omboeva Natalia Antonovna

candidate of pedagogical sciences, teacher of English,

Lyceum №3, Volgograd, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

This article is devoted to the formation of the process of  the subject - subject relations when teaching English, i.e. being trained is considered not as the object for pedagogical influence, but as the subject with inner world, system of values, individual abilities. The author imparts the experience and investigates the subject - subject educational activity on the combined educational lesson under the theme «Safety on the road».

Keywords: subject - subject educational activity; subject - subject educational cooperation.

 

Процесс обучения английскому языку в условиях гуманитарной, коммуникативно-личностной парадигмы – это субъект-субъектное, равнопартнерское учебное сотрудничество обучающего и обучающихся. Для субъект-субъектной учебной деятельности, основывающейся на взаимодействии обучающихся (субъектов) при выполнении ими учебных действий, характерны: субъектность, понимаемая как творческая активность и свобода выбора в познании и преобразовательской деятельности, присущая лицу (субъекту) или группе лиц (совокупному субъекту); развитие способностей к выполнению учебных предметных действий, связанных с языковым материалом; формирование личностных качеств обучаемых на основе субъективного опыта и предоставления возможностей выбора способов и форм учебной работы как проявление личностно ориентированного подхода к изучению английского языка; развитие умений понять и принять позицию других, что способствует дальнейшему диалогу и определяет коммуникативную компетенцию; применение технологий обучения: обучение в  сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектная технология.

Рассмотрим организацию субъект-субъектной учебной деятельности на комбинированном учебном занятии на тему: «Безопасность на дороге», модуль 3 «Getting around», УМК «Английский в фокусе» 6 класс, авторы  В. Эванс,

Д. Дули, O. Подоляко, Ю. Ваулина, издательство «Просвещение», 2008.

На уроке используются коммуникативно-ориентированный, наглядно-иллюстративный методы, демонстрация слайдов; методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности, прием поощрения), а также такие формы деятельности обучающихся как субъект-субъектная учебная деятельность (работа в парах, в мини-группах)  и  фронтальная в режиме «учитель-ученики».

Цель урока  –  научить учащихся составлять инструкцию по безопасности движения, высказываться по теме «Правила дорожного движения», задачи  – активизировать употребление лексики по теме «Транспорт, правила уличного движения» и повелительного наклонения; совершенствовать навыки аудирования, чтения и говорения по теме «Правила уличного движения»; развивать умение работать в парах и группах, взаимодействовать друг с другом, уважать мнение других. При этом используются языковые, условно-речевые, речевые виды упражнений. В оснащение урока входят компьютер (презентация), мультимедийный проектор, экран, доска, картинки, магниты, рабочие листы учащихся (раздаточный материал).

Исходя из направленности субъект-субъектной учебной деятельности, структуру урока составляют три этапа учебной деятельности учащихся – ориентировочно мотивационный, операционально-исполнительский и рефлексивный.  В формировании учеб­ной мотивации особо значи­мым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпо­сылкой обучения, так как при наличии интереса значительно облегчается про­цесс развития у обучающихся позна­вательных функций и жизненно важных умений. Специфика урока состоит в применении современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые способствуют повышению интереса,  следовательно, и повышению уровня мотивации учащихся. Стимулирование мотивации на уроке осуществляется вербальными приемами посредством применения наглядно-иллюстративного метода.

Целью первого этапа является создание психологического настроя, содействующего развитию интереса к решению учебной задачи, и ситуации, вводящей в содержание предстоящей те­мы, а также формулировка основной учебной зада­чи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке).

Рассмотрим исходную ситуацию, которая определяет учебную задачу. Учитель говорит, как он добирается до места работы, и просит вспомнить учеников, как они добираются, при этом показывает на картинки. Под всеми картинками подписи. Учащиеся по очереди подходят к доске, показывают на избранную ими картинку и  отвечают «I go to school by car of my father and etc».  Учитель убирает картинки, под ними слова с предлогами (by bus, by car, on foot). Учитель вслух произносит «by bus, by car, on foot». Затем учитель интересуется «Which of these things can you see on the road (on your way to school)? Are you careful?». Обучающиеся смотрят на экран (картинки) и выбирают, что им подходит «Parking zone, pedestrian, traffic sign, traffic warden, zebra crossing, pavement, traffic lights, yellow lines». Затем выполняется задание «Read and match the word and the word definition» в режиме «ученик-ученик». Обучающиеся в парах обсуждают, совмещают слова и определения и читают вслух (экран). Затем учитель говорит «We know much about transport and signs. But it is very important to be safe on the roads. What are we going to speak at the lesson?» и предлагает сделать выбор урочной деятельности «To speak how to behave at lessons;  To speak how to behave at school; To speak how to be safe on the road and make the instruction». Учащиеся сами выбирают, чем будут заниматься на уроке «To speak how to be safe on the road and make the instruction».

Пошаговые действия первого этапа направлены на становление коммуникативных умений и развитие субъект-субъектной учебной деятельности (работа в парах): свободный выбор действий, определение вида занятия на уроке, что содействует укреплению межличностных отношений, взаимопомощи.

Второй этап урока, операционально-исполнительский, предусматривает усвоение учебного материала, овладение учебными действиями и операциями, определяемыми задачами урока.  В процессе субъект-субъектной деятельности обучающиеся в группах составляют краткие  инструкции поведения в различных ситуациях на улице. Учитель просит обдумать в группах и на доске правильно совместить предложения на тему «What is dangerous and what is safe on the roads?». Обучающиеся в группах обсуждают, по очереди подходят к доске, прикрепляют магнитами  листы с предложениями и затем вслух их читают, например «It’s dangerous to walk straight across the road. It’s safe to look both ways before crossing the road».  Далее следует отработка структур по теме «Повелительное наклонение» в связной речи «And now give your partner instructions when your partner wants to ride a bike, to travel in a car,  to travel on a bus». Один учащийся говорит «I want to ride a bike. Give me instructions», а другой в паре инструктирует «Wear a bicycle helmet. Never carry a second person. Make sure your bike is in a good condition». Потом учитель раздает ситуации по группам, и следует задание «And now we know what is safe and what is dangerous to do on the roads. Let’s make instructions how to be safe on the street, in the car and on the bus. You are on the street. You are in the car. You are on the bus. What do you do and what don’t you do». Группы обсуждают и высказываются, например «When on the street look both ways before crossing. Don’t run onto the road».

Затем учитель предлагает составить совместную книгу-инструкцию по правилам поведения на улице «I know how to be safe, now you know how to be safe, let everybody know how to be safe. Let’s write instructions together. Can you use in a proper way? Look at the pictures and give your instructions» и раздает картинки по группам, а также памятки «Как вести себя на улице». Обучающиеся в группах обсуждают, подписывают картинки, читают вслух надписи, прикрепляют на доску подписанные картинки «Go on the pavement taking the right side; Look for a zebra crossing on a traffic lights crossing; Cross the road on the green colour of the traffic lights; Look left, then right, while crossing the road; Don’t run on the road; Don’t cross between cars; Wait a bus only on the pavement; Wear a seat belt; Move your bike near while crossing; Don’t play on the road; Go on the pavement taking the right side».

Итак, осуществление субъект-субъектной учебной деятельности в процессе обучения английскому языку содействует созданию благоприятных условий для применения своего субъективного опыта, предоставляет возможность выбирать способы, формы  и характер деятельности, способствует формированию личности обучающихся и развитию коммуникативных умений.