Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №8»
г. Рубцовск Алтайского края
Рабочая программа
кружка по английскому языку
«Занимательный английский»
для начальной школы
(внеурочная деятельность)
1 класс
Нормативный срок обучения 1 год
.
Составитель:
учитель английского языка
высшей категории
Чернуха Наталья Васильевна
г. Рубцовск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по английскому языку «Занимательный английский» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2011-. 223с. Стандарты второго поколения) и представляет собой синтез программ и методических разработок Е.И. Негневицкой, З.Н.Никитенко, И.Н.Верещагиной. При составлении программы используются разработки и технологические приёмы учителя английского языка Н.В.Чернуха.
Обращение к проблеме изучения языка и культуры не случайно, т. к. позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Обращение к различным формам работы со страноведческим материалом позволяет внести разнообразие в содержание курса, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения, активизирующих речевую творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка, что позволяет учителю решать задачи изучения иностранного языка в соответствии с современными требованиями.
Одной из основных форм деятельности для детей этого возраста является игра. Игра и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы. Волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Данный курс рассчитан на год (34 учебных часа по 35 минут).
Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из потребностей и интересов школьников в общении и познании, и составляет 1 час в неделю по 35 минут.
Изучение младшими школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения. Что способствует разностороннему развитию личности ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета
Требование федерального компонента ГОС 2004г., ФГОС 2009 г. и новые программы обучения иностранным языкам закрепляют требование времени на начало раннего обучения иностранным языкам, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Английский язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке данной программы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов.
Деятельностный характер предмета соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую…) и даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, формировать общеучебные умения и навыки.
Новизна данной программы заключается в том, что она способствует реализации принципов обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода к лингвистическому образованию. Процесс обучения предусматривает использование разных типов занятий, приёмов обучения, ИКТ, дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня учебной мотивации учащихся. Систематическое использование компьютера поможет детям изучать лексику, фонетику, грамматику при выполнении разнообразных упражнений.
В качестве основных принципов программы выступают:
1. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку.
2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
3. Личностно – ориентированный характер обучения.
4. Обучение устным формам общения.
5. Учёт опыта учащихся в родном языке и развитие их когнитивных способностей.
6. Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
7. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.
Главная цель курса:
Развитие элементарных языковых навыков необходимых для успешного овладения английским языком позже. На начальном этапе в школе. Это позволит достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
Главная задача курса:
Максимальное вовлечение в деятельность учащихся на занятии.
Цели и задачи:
1.Формирование навыков правильного произношения
2.Развитие коммуникативных навыков:
а)Учить устанавливать контакт с партнёрами по общению в игровых ситуациях. Отдавать простые указания
б)Формировать словарный запас
в)Развивать навыки говорения на английском (называть предметы, описывать их, отвечать на вопросы, задавать вопросы).
г)Развивать навыки аудирования с опорой на наглядность.
3.Расширение кругозора детей, знакомство их со страной изучаемого языка. Знакомство с культурой страны изучаемого языка является средством обогащения духовного мира ребёнка. Расширяется знание окружающего мира, мышление, память и толерантное отношение к другим народам.
4.Развитие творческой личности.
Формы организации деятельности:
1.Речевые и фонетические разминки.
2.Стихотворные примеры, рифмовки.
3.Игры, ролевые игры, инсценировки, песни.
4.Рисование.
Раннее обучение иностранным языкам несёт в себе огромный педагогический потенциал.
Описание места предмета в учебном плане.
Вариативная часть базисного учебного плана включает внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Согласно БПУ вариативная часть базисного учебного плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Данная программа рассчитана на 33 часа из расчёта 1 учебный час в неделю.
Возраст детей 6-7 лет.
Режим согласно учебному расписанию.
Сроки реализации 1.102013 по 31.05.2014
Ожидаемый результат: Хороший уровень коммуникативной компетенции, приобщение школьников к культуре и реалиям англо-говорящих стран. Учащиеся понимают роль английского языка в международном общении.
Описание ценностных ориентиров.
С помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора вырабатываются:
дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников,
развивается их коммуникативная культура,
формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностные результаты:
Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
Осознание себя гражданином своей страны;
Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).
Метапредметные результаты:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
Формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
Овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция:
В говорении:
-вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье, друге.
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Языковая компетенция:
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
-распознавание и употребление в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции.
Социокультурная осведомлённость:
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
1.Диалогическая форма
-умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
-умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию.
2.Монологическая форма
-умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей.
Аудирование:
-умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
-умение вербально и невербально реагировать;
-умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание устной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Тема |
Языковой материал |
Стихи, песни, игры |
Дата |
11 |
Знакомство Приветствие и прощание Тип занятия: Развитие внимания и закрепления терминологии |
Как тебя зовут? Кто ты? |
Угадай-ка, Скажи, привет! Здравствуйте, волшебные друзья! Как тебя зовут? |
октябрь |
12 |
Знакомство Как ты поживаешь? Тип занятия: Игра-Опрос по цепочке |
Личные и притяжательные местоимения |
Угадай по голосу. До свидания. Вежливый Том. Физкультминутка. |
октябрь |
13 |
О себе. Сколько тебе лет? Тип занятия: Игра-эстафета |
Счёт от 1 до 10 |
Цифровой кубик. Маски шоу. |
октябрь |
14 |
Знакомство с персонажами детских сказок. Тип занятия: В гостях у сказки |
Кто онона? |
Зарядка. Изученные песни. Хлопай-топай. |
октябрь |
15 |
Повторение Тип занятия: Закрепление знаний по теме |
|
Презентация «Привет, английский! |
октябрь |
21 |
Я и моя семья Тип занятия: В гостях у Винни Пуха |
Члены семьи. У меня есть… |
Как я вас всех люблю! Как поживает твоя мама? Зарядка Хлопай в ладоши. Снежный ком. |
ноябрь |
22 |
Рассказать о семье. Тип занятия: Игра-театр |
А есть ли у тебя семья? |
Моя семья. 5 маленьких обезьян. Знакомые слова |
ноябрь |
23 |
Рассказать о семье, выразив своё мнение Тип занятия: Занятие- практикум |
Данет |
Кто это? Закончи слово. |
ноябрь |
24 |
Расспросить о семье партнёра Тип занятия: Игра-эстафета |
А есть ли у тебя? |
Моя семья. Знакомые слова. |
ноябрь |
25 |
Семья друга Тип занятия: В гостях у сказочных героев |
У него есть, у неё есть семья |
Физкультминутка. Эхо. |
ноябрь |
26 |
Я умею Тип занятия: На уроке физкультура |
Новые слова действия |
Мяч Спокойной ночи, мама. |
декабрь |
27 |
Какая у тебя семья? Тип занятия: в гостях у сказки |
Новые слова прилагательные качества людей |
Назови слово по теме Дорогая мама. |
декабрь |
31 |
Мир моих увлечений Тип занятия: Игра-эстафета |
Умеешь ли ты играть? Виды спорта |
Раз, два, три, я тебя люблю. Зарядка Руки вверх. |
декабрь |
32 |
Давай играть! Тип занятия: На уроке физкультуры |
Любишь ли ты играть? |
Запомни слово. Мяч. |
декабрь |
33 |
Свободное время Тип занятия: Давай поиграем |
Новые слова игры |
Я знаю 3 слова. Я люблю прыгать. |
январь |
34 |
Спортивные соревнования Тип занятия: Игра-соревнования
|
Закрепление слов по теме |
Презентация «Свободное время» |
январь |
41 |
Я и мои друзья Тип занятия: Интеллектуально-творческая игра
|
Рассказать о друге. Что он любит делать |
Как забавно! Голова и плечи. Зарядка. Снежный ком. |
январь |
42 |
Мои домашние питомцы Тип занятия: Игра-экскурсия
|
Новые слова. Домашние питомцы. Он умеет… |
Моя кошка. |
февраль |
43 |
Какие они? Тип занятия: Игра-экскурсия
|
Рассказать о домашних питомцах. Фотовыставка. |
Хлопай-топай. Скороговорки о домашних животных.
|
февраль |
44 |
Какого цвета? Тип занятия: Развитие внимания и закрепления новых слов
|
Новые слова цвета |
Я вижу розовое… Цветик-восьмицветик Закончи слово. Раскрась. |
февраль |
51 |
Моя школа Тип занятия: Творческая мастерская |
Новые слова по теме в школе |
Мой класс. Испорченный телефон. Зарядка. Это моя правая рука… |
февраль |
52 |
Что в моём портфеле? Тип занятия: Игра-тренинг |
Новые слова. Школьные принадлежности. |
Физкультминутка. Закончи слово.
|
март |
53 |
Моя классная комната Тип занятия: Игра-Опрос по цепочке
|
Новые слова. Оборудование. |
Бабушкин сундучок. Фокусники.
|
март |
54 |
Я люблю учиться Тип занятия Закрепление новых слов: |
Повторение |
Презентация. Лесная школа. |
март |
61 |
Мир вокруг меня Тип занятия: Экскурсия в зоопарк |
Новые слова. Животные. Множественное число существительных. |
Зарядка. Жирафы высокие… |
март |
62 |
В зоопарке Тип занятия: Развитие фонетических навыков |
Новые слова. Животные. |
Запомни слово. Цирк. |
апрель |
63 |
В лесу. Тип занятия: Игра Я знаю три слова |
Новые слова. Животные. Где живёт….? |
Поиграем с мячом. Я знаю три слова. |
апрель |
64 |
Постановка Теремок. Тип занятия: Мини-спектакль |
Повторение. |
Разучивание ролей |
апрель |
71 |
Страна изучаемого языка Тип занятия: Интеллектуальная игра |
Общие сведения о стране. |
Лондонский мост. |
апрель |
72 |
В Лондоне Тип занятия: Экскурсия в дальние страны |
Экскурсия по достопримечательностям |
Зарядка. Стихи об Англии |
апрель |
73 |
Английский фольклор Тип занятия: Литературная гостиная |
Стихи и песни из Матушки Гусыни |
Презентация. Английская детская литература. |
май |
74 |
Моя страна Тип занятия: Брей-ринг игра |
Общие сведения о родной стране |
Презентация. Где я живу. |
май |
75 |
Подготовка к концерту Репетиция концерта |
|
|
май |
76 |
Проведение мероприятия Тип занятия: Чудеса света концерт |
|
Слайд шоу. |
май |
Формы контроля: ролевые игры, проверочные работы (рисунки кроссворды), устные ответ
Материально-техническое обеспечение программы
Литература для педагога.
1. Английский язык. Игры, мероприятия, лингвострановедческий материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Буклеты с рекламой и описанием достопримечательностей англоязычных стран.
3. Васильев М.В. «Достопримечательности Лондона. Демонстрационный материал по английскому языку». Айрис-пресс, 2010
4. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
5. Дзюина Е.В.Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1–4 классы, М.: ВАКО, 2006.
6. Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания.- М.: Рольф, 2000.
7. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. № 3, 2006.
8.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. – М.: «Глобус», 2008.
9. Попова Е.Н. Английский язык во 2-4 классах. I start to love English. Волгоград: Учитель, 2007. 10.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. 2ч. М., Просвещение, 2003.
Литература для учащихся и родителей.
1. Английские детские стихи, песенки и сказки. Книга для внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов.– Издательство: Лицей, 2003.
2. Брюсова Н.Г.Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. М: Дрофа, 2003. 3. Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. АСТ "Астрель" М.2005.
4. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. СПб: Литера, 2009. 5. Илюшкина А.В. Говорим по-английски. СПб: Литера, 2010.
6. Лонге И. Книга для чтения на английском языке с упражнениями. М.: Глосса-Пресс, 2010.
Электронные образовательные ресурсы:
1.CD к учебнику английского языка «Английский с удовольствием»/Enjoy English для 2 класса.
2.Компьютерная программа «Enjoy Listening and Playing» к учебнику английского языка «Английский с удовольствием»/Enjoy English для 2класса.
3.Интернет ресурсы