Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8»
г.Рубцовска Алтайского края
«Рассмотрено» на педагогическом совете протокол № ________ «____»_____20___ г. _______
|
«Согласовано» зам директора по ВР _________________ «___»_____20__ г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия №8»_______ «___»____20____ г. |
Рабочая программа по учебному предмету (курсу)
Занимательный английский
Внеурочная деятельность
для 2 класса (начального образования)
Составитель:
Чернуха Н,В.
Квалификационная категория:
высшая
Сроки реализации программы:
01.10.2013 -31.05.2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и перспективность данной программы.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях. Он узнаёт, что английские слова произносятся иначе, чем слова родного языка, Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Обращение к проблеме изучения языка и культуры не случайно, т. к. позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. Обращение к различным формам работы со страноведческим материалом позволяет внести разнообразие в содержание курса, повышает интерес к языку, а, следовательно, и мотивацию учения, активизирующих речевую творческую и исследовательскую деятельность учащихся, развивает их языковую догадку и чувство языка, что позволяет учителю решать задачи изучения иностранного языка в соответствии с современными требованиями.
Одной из основных форм деятельности для детей этого возраста является игра. Игра и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы. Волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Рабочая программа по английскому языку «Занимательный английский» разработана в соответствии с ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года №373), на основе «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2011-. 223с. Стандарты второго поколения) и представляет собой синтез программ и методических разработок Е.И. Негневицкой, З.Н.Никитенко, И.Н.Верещагиной. При составлении программы используются разработки и технологические приёмы учителя английского языка Н.В.Чернуха.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Главной целью данного курса является
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком позже. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития учащихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные.
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка,
Одна из важных задач курса заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятии. Большинство заданий представлено в игровой форме. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.
Режим занятий и место проведения
Данный курс рассчитан на год (34 учебных часа по 35 минут).
Частота проведения занятий максимально учтена и исходит из потребностей и интересов школьников в общении и познании, и составляет 1 час в неделю по 35 минут.
Изучение младшими школьниками английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения. Что способствует разностороннему развитию личности ребёнка.
Общая характеристика учебного предмета
Требование федерального компонента ГОС 2004г., ФГОС 2009 г. и новые программы обучения иностранным языкам закрепляют требование времени на начало раннего обучения иностранным языкам, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Английский язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке данной программы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов.
Деятельностный характер предмета соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую…) и даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, формировать общеучебные умения и навыки.
Новизна данной программы заключается в том, что она способствует реализации принципов обучения иностранному языку в рамках компетентностного подхода к лингвистическому образованию. Процесс обучения предусматривает использование разных типов занятий, приёмов обучения, ИКТ, дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным и будет способствовать повышению уровня учебной мотивации учащихся. Систематическое использование компьютера поможет детям изучать лексику, фонетику, грамматику при выполнении разнообразных упражнений.
В качестве основных принципов программы выступают:
1. Приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку.
2. Соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
3. Личностно – ориентированный характер обучения.
4. Обучение устным формам общения.
5. Учёт опыта учащихся в родном языке и развитие их когнитивных способностей.
6. Широкое использование эффективных современных технологий обучения.
7. Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.
Формы организации деятельности:
1.Речевые и фонетические разминки.
2.Стихотворные примеры, рифмовки.
3.Игры, ролевые игры, инсценировки, песни.
4.Рисование.
Раннее обучение иностранным языкам несёт в себе огромный педагогический потенциал.
Описание места предмета в учебном плане.
Вариативная часть базисного учебного плана включает внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня. Согласно БПУ вариативная часть базисного учебного плана учитывает особенности, образовательные потребности и интересы учащихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Данная программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 учебный час в неделю.
Возраст детей 7-8лет.
Режим согласно учебному расписанию.
Сроки реализации 1.10.2013 по 31.05.2014
Ожидаемый результат: Хороший уровень коммуникативной компетенции, приобщение школьников к культуре и реалиям англо-говорящих стран. Учащиеся понимают роль английского языка в международном общении.
Описание ценностных ориентиров.
С помощью английского языка формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения. В процессе общения на уроке, знакомства с образцами детского зарубежного фольклора вырабатываются:
дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре, стимулируется общее речевое развитие младших школьников,
развивается их коммуникативная культура,
формируются основы гражданской идентичности, личностные качества, готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся, социальные компетенции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения данной программы в 2-ом классе обучающиеся получат возможность формирования:
Личностные результаты:
Общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
Осознание себя гражданином своей страны;
Осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
Знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, традиции).
Метапредметные результаты:
Развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
Развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарной коммуникативной задачи;
Расширение лингвистического кругозора;
Развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
Формирование мотивации к изучению иностранного языка;
Владение умением работы с разными учебными пособиями.
Предметные результаты:
Овладение начальными представлениями о нормах английского языка(фонетических, лексических, грамматических), умение сравнивать языковые единицы (звук, слово).
А. В коммуникативной сфере:
Речевая компетенция:
В говорении:
-вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
-уметь рассказывать о себе, семье, друге.
В аудировании:
-понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале.
Языковая компетенция:
-адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
-распознавание и употребление в речи изученные лексические единицы и грамматические конструкции.
Социокультурная осведомлённость:
-знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на английском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов и песен), знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в англо-говорящих странах.
Б. В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
Г.В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
1.Диалогическая форма
-умение вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-рудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
-умение вести диалог-расспрос, диалог побуждение к действию.
2.Монологическая форма
-умение пользоваться коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика персонажей.
Аудирование:
-умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке
-умение вербально и невербально реагировать;
-умение воспринимать на слух небольшие доступные тексты в аудиозаписи на изученном материале.
Формы учета знаний, умений; системы контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы:
На начальном этапе обучения закладывается интерес к иностранному языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны.
Контроль на данном этапе проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Содержание программы
Предметное содержание устной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующие темы:
2 класс 34 часа
Тематика |
Тематика общения |
Количество часов |
1.Роль английского языка в жизни |
Для чего нужен английский язык |
1 |
2.Давайте познакомимся |
Знакомство с английскими сверстниками |
3 |
3.Знакомство с английской семьёй |
Британская семья |
3 |
4.Символы Британии |
Символы Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии. Символы России. |
3 |
5.Лондон |
Достопримечательности Лондона |
3 |
6.Виды спорта в Британии |
Традиционные виды спорта в Британии. Мой любимый вид спорта. |
3 |
7.Британская кухня |
Национальная кухня. Приготовление пищи. |
3 |
8.Традиции и обычаи |
Досуг. Правила хорошего тона. |
3 |
9.Зимние забавы |
Зимние праздники. Рождество и Новый год |
3 |
10.Культура без границ |
Англо-говорящие страны. |
3 |
11.Детские писатели |
Популярная детская английская литература. |
3 |
12.Творческая мастерская |
Совместный проект |
3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Тема |
Языковой материал |
Стихи, песни, игры |
Дата |
11 |
Роль английского в жизни Тип занятия: Игра-опрос |
Для чего нужен английский детям. Приветствие и прощание. |
Презентация. Памятка «Как учить английский»
|
Октябрь 3.10.13 |
21 |
Давайте познакомимся Тип занятия: Игра-эстафета |
Как тебя зовут? Чем ты занимаешься? Как дела? |
Стихотворение. Скороговорка. |
Октябрь 10.10.13 |
32 |
Английские сверстники Тип занятия: Виртуальное путешествие |
Диалоги. |
Песня. Физкультминутка на английском. |
Октябрь 17.10.13 |
43 |
Английские и русские имена Тип занятия: Закрепление знаний по теме |
Что означает твоё имя? Имя существительное. |
Скороговорка. Рифмовка. |
Октябрь 24.10.13
|
51 |
Знакомство с английской семьёй Тип занятия: В гостях у сказки |
Степени сравнения прилагательных |
Песня. |
Октябрь 31.10.13 |
62 |
Поездка в гости к англичанам Игра-театр |
Английский дом. Местоимения. |
Ролевая игра. Песня. |
Ноябрь 14.11.13 |
73 |
Английская и русская семья Тип занятия: В гостях у сказки |
Лексика по теме родственники. Настоящее простое время. |
Стихотворение. Игра. |
Ноябрь 21.11.13 |
81 |
Символы Британии Тип занятия: Занятие практикум |
Символы Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии |
Презентация. |
Ноябрь 28.11.13 |
92 |
Путешествие по Великобритании Тип занятия: Игра-эстафета |
У карты, географические имена, новая лексика |
Игра. Считалочка. |
ноябрь |
103 |
Российские символы Тип занятия: |
Российские символы, у карты, новая лексика. |
Презентация. |
Декабрь 5.12.13 |
111 |
Лондон Тип занятия: Путешествие |
Достопримечательности. Настоящее продолженное время. |
Скороговорка. Игра. |
Декабрь 12.1213 |
122 |
Мы туристы Тип занятия: Урок-экскурсия |
У карты Лондона. |
Песня. Игра «Я знаю 3 слова». |
Декабрь 19.12.13 |
133 |
Проекты достопримечательности Лондона Тип занятия: Проектная деятельность |
Мини-путешествие по Лондону. |
Презентация. Кроссворд. |
Декабрь 26.12.13 |
141 |
Виды спорта в Британии Тип занятия: Урок-физкультура |
Лексика и названия видов спорта. |
Стихотворение. Физкультминутка. |
декабрь |
152 |
Английские спортсмены Тип занятия: Урок-соревнование |
Заниматься спортом. Артикль. |
Игра-соревнование. Песня. |
Январь 10.01.14 |
163 |
Национальные виды спорта в Британии и России Тип занятия: Интеллектуально-творческая игра |
Простое прошедшее время.
|
Презентация. Стихотворение. |
Январь 17.01.14 |
171 |
Британская кухня Тип занятия: Игра В кафе |
Новая лексика по теме. |
Песня. Джазовый чант. |
Январь 24.01.14 |
182 |
Приготовление пищи и сервировка стола Тип занятия: Игра-тренинг |
Этикет. Рецепт блюда. |
Игра. Физкультминутка. |
Январь 31.01.14 |
193 |
Блюда русской кухни Тип занятия: Развитие и закрепление новых слов |
Новая лексика по теме. Рецепт блюда. |
Презентация. Игра «Снежный ком». |
Февраль 7.01.14 |
201 |
Традиции и обычаи в Британии Тип занятия: Игра опрос |
Названия праздников в Британии. |
Стихотворение. Видеофильм. |
Февраль 14.02.14 |
212 |
Досуг детей в Британии Тип занятия: |
Местоимения. Новые слова по теме «Свободное время» |
Игра в мяч. Скороговорка. Соревнование. |
Февраль 20.02.14 |
223 |
Британские праздники Тип занятия: Игра-кино |
В гостях. |
Презентация. Ролевая игра. |
Февраль 27.02.14 |
231 |
Зимние забавы Тип занятия: Игра на катке
|
Новая лексика по теме. |
Стихотворение. Хоровод. |
Март 6.03.14 |
242 |
Рождество и Новый Год в Британии Тип занятия: Игра я знаю 3 слова |
Как празднуют дети Новогодние праздники. |
Мультфильм. Физкультминутка. |
Март 13.03.14 |
253 |
Праздники в России Тип занятия: Урок-экскурсия |
Конкурс рисунков. |
Презентация. Творческая работа. |
Март 21.03.14 |
261 |
Культура без границ Тип занятия: В гостях у друзей |
Общение сверстников из разных стран. Диалоги. |
Песня с движениями. Ролевая игра. |
Март
|
272 |
Святые покровители в Британии Тип занятия: |
Знакомство с новыми именами. |
Фотовыставка. Стихотворение. |
Апрель 3.04.14 |
283 |
Святые покровители в России Тип занятия: Брей-ринг
|
Знакомство с новыми именами. |
Фотовыставка. Игра. |
Апрель 10.04.14 |
291 |
Детские писатели Тип занятия: |
Новые слова по теме. |
Презентация. Что? Где? Когда? |
Апрель 17.04.14 |
302 |
День детской книги Урок-экскурсия |
Английские и русские детские писатели. |
Маршак-переводчик. Лимерик. |
Апрель 24.04.14 |
313 |
Герои английских детских сказок Тип занятия: Ковёр-самолёт |
Мультфильмы. Выставка рисунков «Мой любимый мультгерой». |
Творческая работа. Физкультминутка. |
Май 8.05.14 |
321 |
Творческая мастерская Тип занятия: Проектная деятельность |
Подготовка совместного проекта. Что такое исследование? |
Презентация. Повторение песен и стихов. |
Май 15.05.14 |
332 |
Что такое проект Тип занятия: Проектная деятельность
|
Как подготовить проект. |
Памятка «Как подготовить проект». |
Май 22.05.14 |
343 |
Исследовательская деятельность учащихся Тип занятия: Конкурс |
Заключительное занятие. |
Совместный проект. |
Май 29.05.14 |
Материально-техническое обеспечение программы
Литература для педагога.
1. Английский язык. Игры, мероприятия, лингвострановедческий материал.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Буклеты с рекламой и описанием достопримечательностей англоязычных стран.
3. Васильев М.В. «Достопримечательности Лондона. Демонстрационный материал по английскому языку». Айрис-пресс, 2010
4. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
5. Дзюина Е.В.Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1–4 классы, М.: ВАКО, 2006.
6. Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь: Великобритания.- М.: Рольф, 2000.
7. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе // Иностранные языки в школе. № 3, 2006.
8.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. – М.: «Глобус», 2008.
9. Попова Е.Н. Английский язык во 2-4 классах. I start to love English. Волгоград: Учитель, 2007. 10.Школа России. Концепция и программы для начальных классов. 2ч. М., Просвещение, 2003.
Литература для учащихся и родителей.
1. Английские детские стихи, песенки и сказки. Книга для внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов.– Издательство: Лицей, 2003.
2. Брюсова Н.Г.Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. М: Дрофа, 2003. 3. Гудкова Л.М.. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. АСТ "Астрель" М.2005.
4. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. СПб: Литера, 2009. 5. Илюшкина А.В. Говорим по-английски. СПб: Литера, 2010.
6. Лонге И. Книга для чтения на английском языке с упражнениями. М.: Глосса-Пресс, 2010.
Электронные образовательные ресурсы:
1.CD к учебнику английского языка «Английский с удовольствием»/Enjoy English для 2 класса.
2.Компьютерная программа «Enjoy Listening and Playing» к учебнику английского языка «Английский с удовольствием»/Enjoy English для 2класса.
3.Интернет ресурсы