Из опыта работы.
Выбор УМК при переходе на ФГОС второго поколения.
Иностранный язык является федеральным компонентом со 2-го класса.
Федеральный компонент образовательного стандарта по иностранному языку как учебному предмету включает:
-Цели изучения иностранного языка;
-Обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
-Требования к уровню подготовки выпускников начальной, основной и полной средней школы.
Цели иностранного языка направлены:
на развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной);
развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка.
Наша школа на начальном этапе обучения английскому языку использует УМК «Enjoy English» под ред. М. З. Биболетовой.
Данный УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году, соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Хотелось бы сказать об отличии нового Федерального Образовательного стандарта от ныне действующего. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
-требований к результату образования,
-требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
-требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
В ФГОС обозначены требования к результатам образования:
- личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.). сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам;
- метапредметные (умение учиться), освоение обучающимися способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
- предметные умения. усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Системно - деятельностный подход –
методологическая основа концепции
государственного стандарта общего образования второго поколения
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие
Как получить новый образовательный результат?
1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач : Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы:
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, ситемно-деятельностный подход к обучению – это метод обучения, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
В чём же заключается системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку? Акцент ставится на развитие иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех её составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции).
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования по иностранному языку должны отражать:
1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;
2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3) сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Мои предпочтения УМК «Enjoy English» под ред. М. З. Биболетовой. УМК “Enjoy English” построен в русле единой коммуникативно-когнитивной концепции, охватывает начальную и основную школу, обеспечивая преемственность между различными этапами обучения иностранному языку.
Данный курс целиком построен на сюжетной основе, причем каждый из учебников серии “Enjoy English” имеет свой собственный сюжет. Герои «переходят» из учебника в учебник:
Из 2-го в 3-й класс – динозаврик Дайно
Из 3-го в 4-ый – гномик Тайни, мальчик и девочка Джим и Джилл.
Известно, что обучение детей младшего школьного возраста легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легче моделируются в игре, которая еще долго является одним из ведущих видов деятельности для детей этого возраста. Такой подход автора способствует развитию мотивации школьников к изучению английского языка.
Еще одним из факторов, обусловивших выбор данного УМК, стал предложенный авторами способ обучения грамматической стороне речи с опорой на сознание учащихся.
Предлагаемый авторами УМК “Enjoy English” прием грамматического моделирования позволяет сформировать у учащихся более прочные и гибкие грамматические навыки, поскольку моделирование в возрасте 7 – 9 лет, по мнению психологов, является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры: квадрат, треугольник и круг. Знакомство с первой моделью как опорой в построении высказывания на уровне предложения происходит уже на третьем уроке. Практика показывает, что грамматическое моделирование является не только посильным и доступным для второклассников, но и позволяет более эффективно реализовать личностно-ориентированный подход. Ведь модель, как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением, позволяет ребенку выбрать для своего высказывания ту лексику, которая является наиболее значимой именно для него. Кроме того, ребенок получает возможность самостоятельно конструировать фразы и даже целые высказывания с опорой на различные грамматические модели по мере их накопления.
По замыслу авторов УМК обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Авторы предлагают на протяжении 36 – 38 уроков знакомить учащихся с буквами и буквосочетаниями английского языка, а затем приступить к овладению техникой чтения.
Формирование перцептивных навыков чтения можно начать уже со второго урока при помощи предложенной авторами УМК цветовой сигнализации и с опорой на хорошо развитую в этом возрасте долговременную память и непроизвольное запоминание. Уже на втором уроке во время знакомства с первой буквой алфавита Aa мы предъявляем учащимся карточку со словом name, на которой каждая буква имеет свой цвет согласно цветовой сигнализации (каждый цвет соответствует той или иной орфограмме: красный цвет – гласная в открытом слоге, зеленый – в закрытом слоге, синий – согласная, черный – нечитаемая гласная или согласная, желтый или оранжевый – сочетания гласных типа ea, oo). С помощью буквенно-звукового анализа слова дети выясняют, что буква e черного цвета, потому что она не звучит, а буква а – красного, потому что звучит так же, как в алфавите. На следующем уроке вместе с первой карточкой я предъявляю вторую со словом cat, где буква а зеленого цвета, и дети делают вывод, что здесь она звучит не так, как в алфавите. Таким образом, на пятом уроке при ознакомлении с букой Dd обязательно кто-то из детей самостоятельно прочитает на карточке новое слово dad.
Итак, УМК «Enjoy English» под ред. М. З. Биболетовой – это:
· современное содержание и оригинальные приемы обучения;
· увлекательные сюжеты учебника;
· вхождение в культуру англоязычных стран, начиная с детского фольклора и традиций;
· встречи с героями английских народных и авторских сказок;
· занимательные формы обучения написанию букв;
· сознательное обучение грамматике через приемы моделирования;
· достоверный аутентичный учебный материал, создающий естественные условия для обучения младших школьников;
· ролевые игры, познавательные лингвистические упражнения, доступные проектные задания, помогающие учащимся решать разнообразные коммуникативные задачи.