Схема анализа урока составлена исходя из следующих требований к уроку:
- целенаправленность -содержательность
- активность учащихся на уроке
- мотивационное обеспечение урока - многообразие используемых стимулов на уроке - соответствие речевого и неречевого поведения учителя целям, содержанию и условиям обучения
I. Целенаправленность урока.
1. Как осуществлялось знакомство учащихся с целями урока?
2. Гарантирована ли формулировка задач, сообщаемых учащимся, их принятие ими?
3. Каким образом обеспечивалось поступательное развитие деятельности учащихся на уроке, ее кульминация?
4. Как прошло завершение урока?
5. Каков итог урока с точки зрения выполнения решения задач, и как их решение способствовало расширению воспитательного, образовательного и развивающего потенциала предмета « Иностранный язык»?
II. Содержательность урока.
1. Достаточно ли содержателен был материал текстов и упражнений, соответствовал ли он уровню знаний и интересам учащихся, какова его воспитательная и образовательная ценность? 2. Соответствовали ли приемы, использованные на уроке его задачам и психологическим особенностям учащихся?
3. В какой мере соблюдалось соотношение между тренировочными и творческими упражнениями?
III. Активность учащихся на уроке.
1. В каком соотношении были активность учителя и учащихся?
2. Как стимулировалось внимание учащихся?
3. Какие организационные формы работы использовались на уроке: где, в какие моменты урока применялись коллективные формы организации деятельности учащихся, для решения каких задач? 4. Как стимулировалась внутренняя активность, имела ли место поисковая деятельность учащихся, как она была организована?
5. Все ли возможности были использованы для стимулирования мыслительной и речевой активности учащихся?
IV. Мотивационное обеспечение урока.
1. Каким образом учитель обеспечивал учащимся возможность достигать прогресса в обучении?
2. Создавались ли на уроке условия для интеллектуальной напряженности и одновременно обеспечивал ли учитель учащихся средствами ее снятия (опора, ключ)?
3. Достаточно ли было личностно ориентировано содержание материала уроке? В чем это проявлялось? 4. В какой мере использовались приемы, затрагивающие интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников
5. Каким образом окончание урока показало учащимся достигнутое на уроке и мотивировало их дальнейшую работу по иностранному языку?
V. Многообразие используемых стимулов на уроке.
1. Какие вербальные и невербальные стимулы использовались на уроке?
2. В какой мере использовались стимулы, помогавшие решению задач урока? Где и как?
3. Все ли возможности стимулов были должным образом реализованы?
VI. Речевое и неречевое поведение учителя.
1. Соответствовала ли речь учителя нормам языка, в какой мере они аутентичны и адекватны уровню подготовки учащихся?
2. Как учитель создавал и поддерживал на уроке атмосферу общения и стимулировал коммуникативную активность учащихся?
3. Как можно квалифицировать поведение учителя- как авторитарное или демократическое? В чем это проявлялось?
4. Как проявились актерские и режиссерские качества учителя? 5. Как поведения учителя в целом стимулировало достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей учащимися в аспекте изучения иностранного языка?