В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии:
1)рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2)рефлексия содержания учебного материала;
3)рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
1.Индивидуальная рефлексия.
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица.
Приём « Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов Что, если…? Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения.
Ещё один приём рефлексии: решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли или гроздь» . Этот приём приемлем на такой стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают , осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.
Сумма
Слагаемое слагаемое слагаемое
2.Коллективная или групповая рефлексия.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах. Коллективная учебная деятельность в группе создаёт оптимальные условия для овладения знаниями. Для организации рефлексии в группе используются опорные слова и фразы для высказываний. Например: помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказал, подружились. Мы научились… Саша мне помог…, Многие молчали…,Мы вместе рисовали… и др.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.