Приглашаем коллег завести свой персональный блог!

Расскажите о своей профессиональной деятельности.
Лютикова Галина Александровна

 

Презентация опыта работы по теме «Развитие критического мышления у учащихся на уроках английского языка».

            Эпиграфом к своей теме я выбрала английскую пословицу:

        Дайте человеку рыбу

                  И вы накормите его на день.

                 Научите человека ловить рыбу,

                И Вы накормите его на всю жизнь.

Give a man a fish

and you feed him in  a day;

Teach a man to fish

and you feed him for a lifetime

 

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, духовной раскрепощенности. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на свою интуицию. Другими словами, считаю необходимым развивать у учеников творческое мышление. Но может ли школа научить творческому мышлению? Ответ на этот вопрос остается дискуссионным. Ведь основные творческие возможности человека закладываются в раннем детстве, так что школа в этом плане получает уже «готовый продукт». Однако, с моей точки зрения развить у школьников критическое мышление — это школе по силам.

На мой взгляд, актуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в школьном возрасте редко проводится на практике. Оптимально мышление развивается на базе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для его развития. В связи с этим, распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

Изучая данную проблему, пришла к выводу, что по поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д.

Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких именитых психологов, как Жан Пиаже, Джером Сеймур Брунер в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

В литературе встречается много определений этого термина.

При всём многообразии определений, мне близко следующее:

Критическое мышление – это умение сопоставлять разные точки зрения и находить компромисс.

Вклад в развитие критического мышления внёс и наш соотечественник Лев Семёнович Выготский.

Разделяя точку зрения Л. С. Выготского, считаю, что

Ученик, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Опыт показывает, что на уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принимает возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

В своей педагогической практике стремлюсь использовать весь методический арсенал в рамках технологии развития критического мышления.

Считаю, что структура технологии РКМ, стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.  (Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др.). 

Работа по данной теме показывает, что в  основу критического мышления включены три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление).

Безусловно, на каждой стадии деятельность ученика и учителя имеет определённые цели. Достичь поставленной цели позволяют специальные  приёмы.

 


Теги: Нет тегов