На стадии вызова считаю целесообразным создать проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников ассоциации, воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера.
Изучая в 8 классе тему «Олимпийские игры» был создан кластер, с которым вы можете ознакомиться в приложении № 1.
В приложении № 2 отображён момент урока, где используется приём «мозговой штурм»
Информация, получения на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работу можно проводить как индивидуально, так в парах или группах.
Важнейшей считаю стадию осмысления содержания, когда осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (это текст, фильм, лекция или материал параграфа).
Заключительной является стадия рефлексии, где осуществляется анализ, обсуждение полученной творческой практики, интерпретация изученной информации.
Таким образом, прихожу к выводу, что последовательная реализация базовой трёхфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса. Немаловажным считаю и умение правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, использовать их в рамках уже знакомых традиционных форм урока.
Наиболее близки мне следующие приемы:
Кластеры (блоки идей) или “грозди” – это графический способ организации учебного материала. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Этот прием можно применить на стадии вызова, когда систематизируется информация, полученная до знакомства с основным источником в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Организация работы происходит следующим образом. В центре листа, доски пишется тема. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются ключевые слова. Учащиеся говорят ключевые слова по теме. Учитель записывает эти понятия.
На слайде представлен кластер по теме «Школа» 6 класс.
Инсерт (“условные значки”): Инсерт — от английского слова insert — «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Даже на клавиатуре компьютера есть клавиша «Insert» — «дополнить, вставить». Данный прием способствует постепенному продвижению учащихся от знания “ старого” к “новому”. По мере чтения или прослушивания текста учащиеся маркируют его специальными знаками.
На слайде в специальной таблицы представлены эти знаки.
После прочтения или прослушивания текста учащимся заполняется данная таблица, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
В приложении №3 представлен данный приём в работах учащихся 6 класса по теме «Лондонский зоопарк».
Еще один прием
“Вопросительные слова”. В начале урока учащиеся записывают понятия связанные с темой в правую колонку таблицы. В левую - разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). В течение 5–7 минут учащиеся формулируют как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!?
При изучении темы «Программа по обмену» учащимися 8 класса составлена эта таблица и сформулированы вопросы.
Are exchange programmes usefull?
What countries can you visit?
What kind of activities can you have?
Исходя из моего опыта, один из самых эффективных приемов, которые используются на стадии рефлексии – это синквейн. Синквейны – пятистишия на этой фазе урока позволяют систематизировать полученную информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке.
Структура пятистишья:
1.Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное).
2.Вторая строка - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).
3. Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).
4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.
Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах.
Вашему вниманию представляется синквейн, составленный уч-ся 7 класса по теме «Друг».
A friend
Loyal, supportive
Understand, cheer up, share
He’ll never betray me
Support
Применяя данные технологии на уроках английского языка, наблюдаю повышение мотивации к изучению моего предмета, и как следствие повышение качества знаний, увеличение активности учащихся как на уроке и так и во внеурочной деятельности.
В своей замечательной книге “Здравствуйте, дети!” Шалва Александрович Амонашвили выделил такие слова: “Каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям”. Давайте же дарить детям как можно больше таких подарков!
21 век – век новых информационных технологий позволяет ознакомится с технологиями развития критического мышления в различных источниках справочной и методической литературы и в сети Интернет.