Алгоритм 2.
Перед вами стоит задача:
полностью понять содержание текста , запомнить нужную информацию и использовать её в дальнейшем, передать содержание текстадругому человеку, оценить его, сравнить с уже известным ранее.
Ещё перед чтением прогнозируйте содержание текста по заголовкам или иллюстрациям.
Читайте текст с полным пониманием содержания. Это значит:
- прикладывайте все усилия к тому, чтобы понять как можно точнее содержание и смысл текста
- проверьте, насколько хорошо вы поняли содержание текста и как точно вы проникли в его смысл. Для этого надо уметь
- ответить на вопросы к тексту
- поставить вопросы к тексту
- составить план текста
Исходя из того, с какой целью вы хотите использовать информацию текста в собственной речи, нужно несколько раз вернуться к нему, чтобы использовать факты, лексические и грамматические явления в своём высказывании.
- У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- пересказать текст другому лицу.
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- последовательность фактов и событий.
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- изложить события с опорой на ключевые слова/словосочетания/предложения.
2.У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- охарактеризовать тот или иной объект
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- объект характеристики
- материал, относящийся к характеризуемому объекту
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- оценить объект и высказать своё мнение о нём
3.У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- высказаться по проблемам текста
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- исходный тезис ( проблему)
- материал для аргументирования
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- аргументировать тезис, используя приёмы: приведение примеров, проведение сравнения
4.У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- обсудить проблемы текста с одноклассниками
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- предмет обсуждения
- информацию о предмете обсуждения
- подтверждение своего высказывания
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- выразить своё отношение к предмету обсужденияи аргументировать свою точку зрения
5. У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- создать реферат
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- смысловые опорные пункты
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- распределить информацию по степени важности с вашей точки зрения
У вас есть потребность/перед вами стоит задача
- создать аннотацию
Для этого вам надо найти и зафиксировать в виде ключевых слов /словосочетаний/предложений
- тему и главную мысль
Чтобы получить искомое высказывание , вам нужно уметь
- выразить своё отношение к теме текста.
Основные требования к данным моделям следующие:
- в них должен найти своё отражение принцип взаимосвязанного обучения чтению и говорению;
- должны быть запрограммированы основные учебные и речевые действия, определяющие тип итогового УРВ, а именно КЗ1 (коммуникативная задача), нацеливающая на чтение, способы работы над текстом;
- КЗ2, нацеливающая на порождение определённого УРВ с использованием результатов работы над исходным текстом.
Поэтому целесообразно создание как минимум двух моделей: на основе чтения с пониманием основного содержания и чтения с полным пониманием содержания.
Используемая литература:
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника-М.;Русский язык, 1977
2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход- основная стратегия обновления школы//Иностранные языки в школе, 2002, №2 -С. 11
3. Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения// Иностранные языки в школе №3,2004, С. 53-59