Для функционального формирования лексических навыков говорения должного уровня необходимо соблюдать ряд условий:
- наличие у учащихся потребности в восприятии и употреблении новых лексических единиц;
- наличие необходимого психологического настроя учителя (учитель речевой партнер) и учащихся;
- предваряющее слушание фраз с новой лексической единицей;
- имитация фраз с новой лексической единицей при наличии речевой задачи;
- однотипность фраз;
- регулярность предъявления и порождения однотипных фраз в процессе автоматизации;
- опора на механизм аналогии при выполнении речевых действий;
- безошибочность выполнения речевых действий (профилактики ошибок);
- разнообразие “обстоятельств” автоматизации (ситуации, речевого материала);
- речевой характер упражнений. В качестве одного из важных условий при обучении лексике считается последовательное прохождение нового слова через все стадии, что дает возможность учащимся овладеть всей структурой лексического навыка за счет постепенного усложнения действий учащихся с новыми лексическими единицами.
Поиск путей активизации процесса обучения иноязычной лексике, в частности, процесс формирования лексических навыков, привел нас к выводу о том, что необходимо создание такого средства, которое было бы не только способно обеспечить соблюдение всего ряда необходимых условий, формирования лексического навыка, но и скомпрессировало этот процесс. Речь идет о создании средства, с помощью которого овладение лексическим навыком проходило бы не последовательно, а носило комплексный характер, приводило в действие наибольшее количество анализаторов.
На наш взгляд, в качестве одного из таких средств могут быть использованы лексические таблицы. Проиллюстрируем выдвинутое нами положение с помощью лексической таблицы первого вида (ЛТ для формирования лексического навыка).
1. Как видно из таблицы – большое количество лексических единиц, подлежащих усвоению, дает большой простор для выбора и сочетания лексических единиц с целью выражения мыслей говорящего. Это, несомненно, способствует, комплексному формированию всех связей слова, при ведущей роли личностно-смысловых (что крайне важно для реализации принципа индивидуализации); способствует функциональному усвоению иноязычной лексики. [2, с.126]
Кроме того, наличие большого количества материала создает достаточно высокую степень психологической уверенности учащемуся высказаться по заданной проблеме, а учителю – возможность варьировать речевые задачи и установки, соблюдая принцип новизны.
2. Расположение лексических единиц, заданное формой таблицы способствует комбинированию слов, что является предпосылкой гибкости навыка. Группировка слов в отдельные блоки позволяет нацелить мысль говорящего на основные смысловые группы, входящие в состав понятия, которое находится в центре таблицы. Это способствует операциям сравнения, обобщения, анализа, синтеза и др. Перевод слов, который предшествует иностранным словам, не является переводом как таковым, а служит для функционального замещения русских слов иностранными. Выражая свою мысль, учащийся лишь отталкивается от русского слова, замещая его иностранным, причем перевод рекомендуется давать карандашом, он может стираться по мере необходимости.
3. Наличие ядерного понятия, как центрального смыслообразующего элемента, позволяет прибегать к предъявлению экстралингвистического объекта как средству вызова лексических единиц. Само понятие, будучи проблемным по сути, выполняет эту роль, вызывая определенное психическое состояние у говорящего: оно стимулирует, побуждает высказаться. Но, тем не менее, это абсолютно не исключает необходимости наличия ситуативности, речевых задач, а также смены установок. Каким бы проблемным, волнующим ни было понятие, ситуация “необходима для организации речевых средств, их презентации, для мотива речевой деятельности…”. [3; с.48] Иначе говоря, в любом случае, обучение должно строиться на основе принципа ситуативности, в соответствии с которым ситуация практикуется как система взаимоотношений. Кроме того, ядерное понятие должно быть адекватно возрастной категории учащихся, степени их интеллектуальной готовности и уровня языковой подготовки.
4. Модели, вынесенные за рамки каждого блока, позволяют включать новые лексические единицы в разные грамматические структуры, показывая тем самым возможность использования лексических единиц для выражения различных речевых функций в них. Наличие моделей дает определенную безошибочность действий, попутно, происходит непроизвольное овладение и грамматической структурой путем многократных подстановок.
Модели способствуют формированию механизма упреждения. Без работы этого механизма невозможно ни одно высказывание. Оно обеспечивает плавность речи и укладывает ее элементы в определенное нормализированное время. Упреждение может происходить в двух планах: структурном и смысловом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципируется конструкция фразы; и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать высказывание без длительных пауз между отдельными фразами.
Этот факт имеет большое методическое значение. Механизм упреждения – продукт опыта, его надо развивать специально, на определенных упражнениях, а не уповать на стихийное его формирование. В смысловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситуациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание.
They are /It is… They (it) influence(s) us..because……is it powerful The aims of…are……has a great power over… I trust/don’t trust…
Желтая пресса Интернет
|
Mass Media Yellow press Internet Press TV Radio
|
|
предлагать широкий спектр программ давать информацию держать в курсе событий формировать мнение образовывать мгновенно реагировать давать беспристрастный анализ фактов следовать вкусам иметь бесконечную власть заставлять людей подражать заставлять людей pеагировать влиять на кругозор людей
(не) подвергать критике
|
to offer a wide variety ofprogrammes to present the information to keep somebody informed about to form the opinion to educate to react immediately to give impartial analysis of the facts to follow the taste to have endless power over… to make people imitate to make people react to influence the way people look at the world (not) be the subject to severe control |
… contain … In fact, it (helps to)…
… present …information
… should be… As a result…
Важная Проверенная Объективная Плюралистическая Скрупулезная Современная Хорошего качества Богатая Специальная информация Противоречивая Скандальная Развлекательная Искаженная Образовательные программы Сенсационные истории
|
Important Verified, just, fair Objective Pluralistic Scrupulous Actual Of good quality Rich Intelligence matters Conflicting Scandalous Entertaining Distort Educational programmes Sensational stories
|
|
Заставлять реагировать на… |
To make react to… |
|
||||
Изменить мнение |
To change people’s views |
|||
|
||||
Отдохнуть |
To have a rest |
|||
|
||||
Формировать систему ценностей |
To form the system of values |
|||
|
||||
Узнавать что-либо новое |
To learn something new |
What I dislike (hate) is that… It’s profitable
I hate when… I don’t understand why…
Манипулировать мнениями Быть против власти Вмешиваться в личную жизнь Давать субъективную информацию Призывать к ненависти Навязывать общественное мнение Давать иллюзорное представление о мире |
to manipulate the opinions to be against the power to Invade people’s private lives to give subjective information to call to the hatred to mould public opinion to create illusions of the real world |
Многообразие моделей позволяет разнообразить ситуации общения, варьировать установки. Учащийся будет вынужден все время возвращаться к лексической таблице, “но как бы с новых позиций, и использовать ее для выполнения новых заданий, что и приведет его к непроизвольному запоминанию. Вариативность установок подготовит учащегося к “встрече с любой новой ситуацией, а не только с теми, которые имели место на уроке. Такое умение достигается путем замены в речевых ситуациях каждый раз какого-то компонента: речевой задачи, собеседника, числа собеседников, их взаимоотношений…”. [2, с.31] Это будет способствовать реализации принципа новизны, обеспечивающего, в конечном счете, эвристичность речевого высказывания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что лексические таблицы первого типа в силу их особенностей могут служить эффективным средством активизации и управления процессом формирования лексических навыков.
Использованная литература:
Автор Чмых И.Е.
- Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность.– В кн.: Психология личности. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырева.– М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
Шубин Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам, стр. 48