Знакомство учащихся с новыми словами должно вестись с учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей учащихся. Каковы же психологические особенности детей младшего школьного возраста и как их необходимо учитывать на практике при введении новой лексики?
В младшем школьном возрасте у детей образная память пока еще преобладает над словесно - логической. Это значит, что учащимся легче запоминать образ слова на картинке, чем само слово. Поэтому в начальной школе при введении новой лексики очень важно использовать наглядность. Что это может быть? Самое простое – картинки с изображениями; презентация, на которой те же самые картинки с изображениями, интерактивные плакаты, на которых тоже картинки, которые двигаются и сопровождаются озвучиванием слова при нажатии на них маркером. То есть наглядность должна быть яркой и запоминающейся, потому что еще одной психологической особенностью не только младших школьников, а вообще всех людей является прочность непроизвольного запоминания. Непроизвольная память работает в те моменты, когда мы переживаем яркие незабываемые ощущения, знакомимся с тем, что нам интересно, и она может стать отличным инструментом для учителя. Главное – заставить ее работать.
Кроме особенностей памяти, необходимо учитывать особенности восприятия. Существует такая психологическая теория, что все люди в зависимости от ведущего канала восприятия информации делятся на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Аудиалы воспринимают, главным образом, на слух. У визуалов – ведущим каналом восприятия является зрение, кинестетики больше настроены на осязание. Как же учесть эти особенности детей? Наша система обучения ориентируется главным образом на визуалов, и в меньшей степени на аудиалов. При введении новой лексики мы показываем картинку со словом, или графическое изображения слова и произносим его много раз, чтобы ученики получили представление о том, как правильно это слово говорить. Таким образом, мы задействуем слуховой и зрительный каналы восприятия информации. Как же быть с кинестетиками? Как им дать прочувствовать новое слово? В УМК Millie С. А. Азаровой и целого коллектива авторов, который выпускает издательство «Титул», предлагается интересный прием введения новой лексики «Action story». Учитель вводит новые слова, которые органично включены в историю, изображая эту историю мимикой и жестами. Таким способом очень хорошо вводить новые глаголы и даже целые фразы. Пример:
Action story: Go to the zoo (учитель показывает, ученики повторяют за ним все действия)
1) Go to the zoo – учитель изображает, как идет
2) Look! A giraffe. – учитель показывает, как он смотрит вверх на кого-то высокого
3) Say: “Hello, giraffe!” – показывает, как здоровается с жирафом
4) Oh! You fall into the water! – изображает падение
5) Look! A crocodile! – учитель показывает, как он увидел крокодила
6) Swim! – плывет от крокодила
7) Run! – убегает от него
8) Climb a tree – забирается на дерево.
Работа с action story проводится в несколько этапов. Первый этап – учитель рассказывает и показывает историю, ученики повторяют за ним и выражения и действия. Этот этап можно при необходимости повторить несколько раз. Второй этап – учитель рассказывает историю, ученики показывают ее. Третий этап – учитель называет предложения из истории не по порядку, ученики должны изобразить действия. Завершающий этап – ученики рассказывают и показывают историю самостоятельно. В данном приеме сочетается и введение новой лексики и ее активизация. Задействованы слуховой канал и моторная память, то есть кинестетики, изображая историю, буквально «переживают» ее своими мышцами и, таким образом, лучше усваивают лексику. В применении action story есть еще несколько положительных моментов. Во-первых, дети двигаются, а не сидят за партами. Это аналог физкультминутки. Во-вторых, учащиеся испытывают положительные эмоции, потому что эти истории веселые по содержанию. Учитель двигается вместе с учениками, что создает более непринужденную атмосферу общения на уроке. А положительные эмоции и непринужденная атмосфера – это условия для работы непроизвольной памяти. Значит, велики шансы на то, что новые слова будут выучены без особых усилий.
Конечно, после введения новых слов таким способом детям необходимо предоставить зрительную опору, то есть дать эту историю прочесть, чтобы слуховой и зрительный образы слова слились воедино и запомнились.