Стихи, рифмовки, песни как средство обучения лексики

PDFПечатьE-mail

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес, там и успех.
Одним из таких эффективных приемов я считаю использование стихотворений, рифмовок, песен на уроках английского языка.

Приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависеть как от этапа обучения, так и от той цели, которую ставит перед собой учитель. При этом одновременно могут быть реализованы многие задачи, такие, как обучение грамматике, фонетике, лексике и переводу. Чтение стихов их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета.
Определим последовательность действий при работе над стихотворением с условием его запоминания.
1. Интонационно-фонетическое предъявление поэтического текста учителем. Четко, выразительно прочитываю стихотворение.
2. Снятие лексико - грамматических трудностей. Лексику, трудную для понимания , записываю предварительно на доске. Разъясняю значения слов с помощью иллюстраций или перевода. Делаю это в той последовательности, в которой они следуют.
3. Проверка понимания текста посредством вопросов. Слежу за тем. чтобы в ответах учащихся прозвучали трудные слова, выписанные на доске.


4. Интонационно - фонетическая отработка стихотворения:

  • Первую строчку читаю я, вторую - ученики, затем наоборот.
  • Стихотворение прочитывается учащимися по цепочке.


5. Хоровая отработка текста с соблюдением стихотворного ритма.
6. Заучивание стихотворения с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Если стихотворение записано на доске, стирается по одному слову в каждой строке, но мы вместе с учениками проговариваем все строчки полностью. Этот процесс повторяется 3 раза. Каждый раз стирается новое слово, и вся строчка воспроизводится с опорой на оставшиеся слова сначала с учителем, а затем самостоятельно учащимися.
7. Воспроизведение поэтического текста.

3-4 ученика читают стихотворение наизусть по очереди. На дом дается задание выучить стихотворение, подготовить его перевод, а также проиллюсрировать его содержание. Рисунок поможет ученику прочитать наизусть как английский, так и свой вариант стихотворения на русском языке.
Интенсивному запоминанию поэтического текста способствует использование визуальной опоры в виде иллюстраций, картинок, рисунков.

Хотелось бы отметить, что ребятам нравится этот вид работы. Заучивание небольших по объему стихотворений и рифмовок не требует от них больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.
И хочется немного сказать о песнях. Использование песенного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала. Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется

  • для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  • на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки в употреблении лексического и грамматического материала;
  • на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
  • как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки. Одна из песен, которую я привлекаю, это песенка «АВС», которую мы поем на мотив «В траве сидел кузнечик». Эта песенка помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в которой они расположены в алфавите.
Учитывая быструю утомляемость младших школьников на уроке, я предлагаю им несложные, веселые песенки, музыкальные игры, сопровождаемые различными действиями или элементарными танцевальными движениями. Примером может служить песенка «Clap-clap» или «The more we are together». Мы поем песенку «Happy Song» как фонетическую, физическую и эмоциональную разминку.


Материал опубликован в журнале "Педагогический вестник ЕАО" № 3, 2004 г

Автор: Дьяченко Н.П