Интервью с Ю.Б. Курасовской. Олимпиада-2014

Печать

Уважаемые коллеги, олимпиадное движение в России по общеобразовательным предметам - одно из самых известных интеллектуальных соревнований в стране. Олимпиада по английскому языку - не исключение. Муниципальный, региональный, заключительный этапы - не самое легкое испытание для ребят. Однако, награда за труд призерам и победителям заключительного этапа высока - поступление в вуз вне конкурса и 100 баллов ЕГЭ. В этом году моя ученица прошла через все этапы данного конкурса, благодаря этому мне удалось присутствовать в качестве наставника на главном событии года для изучающих английский язык. Олимпиада проходила в Великом Новгороде с 21 по 26 апреля. На данном форуме происходило много интересных событий, чему мы в редакции решили посвятить несколько репортажей.

Но начнем мы с публикации первой части интервью с  человеком, который занимает ключевую позицию в англоязычном олимпиадном движении.

Встречайте, наш гость - Юлия Борисовна Курасовская, кандидат филологических наук, доцент МГУ имени М.В.Ломоносова, зам. председателя Центральной методической комиссии по английскому языку, Председатель жюри Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку 2014 года.

Именно Юлия Борисовна олицетворяет команду авторов, которые из года в год составляют задания для регионального и всероссийского этапов. Мы задали ей ряд вопросов, связанных с проведением олимпиады. Уверены, что данная информация из первых уст поможет школьным учителям при подготовке своих учеников к будущим олимпиадам.

1.Как именно проходила подготовка олимпиадных заданий, много ли авторов было задействовано, насколько это большой труд создать эти материалы?

Подготовка олимпиадных заданий – процесс долгий и многоэтапный. Сначала члены методической комиссии обсуждают формат заданий каждого конкурса (Listening, Reading, Grammar and Vocabulary, Writing и Speaking). Одновременно с этим устанавливается уровень сложности заданий. Затем начинается работа по составлению заданий. В процессе подготовки заданий  происходит обсуждение предложенных вариантов заданий членами методической комиссии и апробация  отобранных для олимпиады заданий. После апробации утверждается тот вариант заданий, который будет использоваться на олимпиаде. Готовый вариант заданий просматривается независимыми экспертами (не членами методической комиссии). Замечания независимых экспертов учитываются при формировании окончательного варианта заданий, который и получают участники олимпиады. В целом, процесс составления заданий занимает от двух до трех месяцев.

2. Можно ли предсказать формат олимпиады, ориентируясь на задания прошлых лет?

Формат олимпиады каждый год утверждается методической комиссией. Мы стараемся частично менять формат заданий, пробуем новые задания, убираем те задания, которые показались нам по итогам регионального и заключительного туров не слишком удачными. Обычно новый формат заданий данного года пробуется на региональном этапе. Если формат регионального этапа оказывается удачным, этот формат используется потом на заключительном этапе. Однако, у нас было несколько случаев, когда на заключительном этапе мы отказывались от  каких-то типов заданий регионального этапа, если мы не были удовлетворены результатом использования этих типов заданий. Удачные, интересные типы заданий используются несколько лет (например, интегрированный формат конкурса Listening/ Reading).

 

3. Какого типа задания в основном используются в олимпиаде? Есть ли четкая и строгая система, на которую следует опираться? Как изменялись задания ретроспективно?

Типы заданий, которые используются при составлении олимпиадных конкурсов по английскому языку, можно условно разделить на три группы: избирательные, со свободно конструируемым ответом, творческие. Разные типы заданий можно представить в виде следующей таблицы:

1. избирательные:

2. со свободно конструируемым ответом:

3. творческие:

1. множественный выбор (участникам предлагается выбрать правильный вариант из нескольких предложенных вариантов),

2. альтернативный выбор (участникам предлагается решить, истинным или ложным является данное утверждение),

3. перекрестный выбор (участникам предлагается объединить слова в пары по определенному признаку),

4. упорядочение (участникам предлагается вставить в текст пропущенные предложения в нужном порядке),

4. редактирование (участникам предлагается отредактировать текст, найдя в нем ошибки, например, вычеркнуть лишние слова из текста )

1. ответы на вопросы,

2. клоуз-процедура (заполнение пробелов в тексте, заполнение таблиц),

3. словообразование (участникам предлагается образовать от данного слова производное так, чтобы оно подходило по контексту),

4. редактирование (участникам предлагается отредактировать текст, найдя в нем ошибки и исправив их, например, задание может включать поиск и исправление орфографических, лексических, грамматических и стилистических ошибок),

5. перефразирование (участникам предлагается перефразировать предложение так, чтобы изменилась структура предложения, но при этом смысл предложения не изменился)

1. продуцирование письменной речи (написание письма, статьи, эссе, рассказа);

2. продуцирование устной речи (монолог и диалог)

 

Данная таблица позволяет разделить задания на более жесткие  (группа 1) и менее жесткие (более творческие) (группа 3), задания второй группы являются промежуточными. Исходя из предложенной классификации, наиболее творческими являются конкурсы устной и письменной речи (Speaking и Writing). Именно в силу творческой направленности двух выделенных конкурсов их оценивание представляет особую проблему. Методической комиссией по английскому языку была разработана особая процедура оценивания конкурсов письменной и устной речи и особые критерии оценивания этих конкурсов.

В оставшихся трех конкурсах (понимание письменного текста, понимание устного текста, лексико-грамматический тест) используются задания первой и второй групп. В каждом конкурсе оптимальным решением является сочетание заданий первой и второй групп. Задания обеих групп обычно проверяются по ключам.

При отборе материала для олимпиадных заданий методическая комиссия по английскому языку исходит их следующих принципов:

Ретроспективно олимпиадные задания все дальше отходят от формата ЕГЭ, увеличивается вес творческих заданий, усложняются задания в конкурсах Writing и Speaking на региональном и заключительном этапах олимпиады.

4. Какие международные экзаменационные форматы наиболее близки к олимпиаде? Какими материалами вы порекомендуете пользоваться для подготовки к олимпиаде?

К олимпиаде наиболее близки форматы международных экзаменов FCE, CAE и TOEFL. Материалы для подготовки к этим экзаменам можно использовать для подготовки к олимпиаде. Также для подготовки можно использовать сборники олимпиадных заданий прошлых лет с рекомендациями и комментариями:

1. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.1/ [авт.-сост. Ю.Б. Курасовская и др.].-М.: Просвещение, 2008.

2. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.2/ [авт.-сост. С.Г. Тер-Минасова и др.].-М.: Просвещение, 2009.

3. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.3/ [авт.-сост. Ю.Б. Курасовская и др.].-М.: Просвещение, 2012.

4. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.4/ [авт.-сост. Ю.Б. Курасовская и др.].-М.: Университетская книга, 2013.

5. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.5/ [авт.-сост. Ю.Б. Курасовская и др.].-М.: Университетская книга, 2014.

5. Есть ли возможность опубликовать задания (возможно, отрывки в электронном виде в открытом доступе)?

Задания текущего года вывешиваются на сайте www.rosolymp.ru.

6. Есть ли потребность в структуризации заданий олимпиады, чтобы к ней можно было  направленно готовиться?

Структуризация заданий олимпиады может привести к «натаскиванию» школьников на определенный формат заданий. А это приведет к выхолащиванию творческого начала из олимпиады. Олимпиада как раз тем и отличается от ЕГЭ, что в ней можно пробовать разные форматы заданий, экспериментировать, создавать новые форматы заданий.

Но при этом, к олимпиаде можно и нужно готовиться, используя соответствующие учебники и пособия (см. вопрос 4). В настоящее время существует система тренингов, которые нацелены на подготовку школьников к участию в олимпиадах.

7. Каков психологический портрет участника олимпиады? Призера, победителя? Какими качествами нужно обладать для того, чтобы успешно выступить?

Прежде всего, нужно хорошо знать английский язык – уметь грамотно писать и говорить на языке (мы часто сталкиваемся с тем, что участники хорошо говорят, но плохо пишут, и наоборот). Нужно обладать хорошо развитым творческим началом, чтобы написать не только грамотный рассказ или статью, но еще и интересный рассказ/ интересную статью по содержанию, и придумать интересный комментарий к видеоролику. Следует знать историю и культуру стран изучаемого языка и России. И, наконец, важно иметь очень крепкие нервы, чтобы справиться с волнением и показать хороший результат.

8. Какие награды (льготы и т.д.) получает призер, победитель?

В соответствии с действующим законодательством и Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, победители и призеры имеют право поступления на направление подготовки (факультет), по которому предоставляется право на зачисление без вступительных испытаний, соответствующее профилю олимпиады. Соответствие профиля олимпиады и направления подготовки ежегодно утверждается Центральными приемными комиссиями ВУЗов до 1 июня. Льготой поступления вне конкурса можно воспользоваться только по одному направлению подготовки, только в одном ВУЗе, в других ВУЗах (а сейчас можно подавать документы в пять разных ВУЗов) абитуриент участвует в общем конкурсе.

9.Порог призерства в этом году составляет 100 баллов, порог победы – 104 балла. Максимальный балл – 110 баллов. Многие ребята выступили успешно (99, 98, 97), но остались всего лишь участниками. В связи с чем в этом году была уменьшена квота до 30%?

Квоту 30% для победителей и призеров имеют все олимпиады школьников. По новому Положению о Всероссийской олимпиаде школьников эта квота утверждена и для Всероссийской олимпиады (раньше было прописано – до 45 % от участников заключительного этапа). Если мы проанализируем реальные квоты для победителей и призеров, которые устанавливало Министерство образования и науки в предыдущие годы, мы увидим, что квоты остались теми же (т.е. в предыдущие годы квота победителей и призеров в реальности не превышала 30% от количества участников заключительного этапа). Для сравнения:

2013 год – количество победителей – 16, количество призеров – 59 (всего – 75, т.е. 28% от 260 участников)

2014 год - количество победителей – 19, количество призеров – 51 (всего – 70, т.е. 30% от 232 участников).

Конечно, особенно обидно тем участникам, которым чуть-чуть не хватило до победы или призерства. Но олимпиада – это соревнование, в котором не все становятся победителями и призерами.

10. Победители так и не получили свои дипломы. Все боятся, что не успеют их получить до момента поступления. С чем связана такая задержка, ведь призеры получили свои дипломы еще на сцене.

Из-за технических проблем дипломы победителей не были напечатаны к моменту начала олимпиады. В настоящий момент все дипломы напечатаны и подписаны, Министерство сейчас передает их победителям. Все победители получат свои дипломы до середины июня (т.е. до начала подачи документов).

Продолжение следует. Также мы планируем опубликовать вторую часть интервью, и репортаж от первого лица.

А пока предлагаем вашему вниманию официальный сайт олимпиады этого года:

http://olimp2014english.webservis.ru/

И несколько замечательных видео-роликов, которые сняли представители Оргкомитета:

Беседовал А.П. Гулов. Пользуясь случаем, хочу поздравить свою ученицу Марину Козлову, которая вошла в число победителей заключительного этапа.

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович