Шабалкина Светлана Евгеньевна. Организационно-деятельностный этап реализации модели формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде

Печать

УДК – 81

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЬНОЙ ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЕ

Шабалкина Светлана Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и практики перевода, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт рынка», г. Самара, Российская Федерация

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация: цель организованных педагогами лингво-коммуникативных практик – формировать социальные компетенции подростков в процессе изучения иностранного языка. В нашем исследовании мы определяем социальные компетенции подростков как динамическое личностное образование, проявляющееся в социально ориентированных потребностях и реализуемых интегрированных способностях успешно познавать, позитивно взаимодействовать, активно действовать, изучая, используя и применяя иностранный язык в школьной лингво-коммуникативной среде, обеспечивая подросткам реализацию своего Я, как развивающегося   субъекта социума.

Ключевые слова: социальные компетенции; лингво-коммуникативная среда; позитивное межличностное взаимодействие.

ACTIVITY-ORGANIZED STAGE OF PATTERN REALISATION OF SOCIAL COMPETENCE FORMING OF TEENAGERS AT SCHOOL LINGUISTIC-COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Shabalkina Svetlana Yevgen’evna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Theory and Practice of Translation, International Market Institute, Samara, The Russian Federation.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Key words: social competence; linguistic-communicative environment; positive interpersonal interaction.

Abstract: the aim of the specially organized linguistic-communicative practice by the teachers is to form social competences of the teenagers in the process of learning a foreign language. In our study, we define social competences, formed in the linguistic-communicative environment in the context of personal development as a set of cognitive, communicative, practicable achievements of teenagers in successful knowledge, positive interaction, active socially-oriented activities by means of study, use and application of a foreign language.

Формирование социальных компетенций подростков есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мира его индивидуального совершенствования, процесс «формирования отношения человека к жизни, к разным ее сторонам» (Б. З. Вульфов) [1]. Усвоив социальный опыт, переработав его в сознании, личность своей деятельностью начинает реализовывать приобретённый социальный багаж в совершенствовании себя и социопространства в целом (М.В. Ромм).

Опираясь на концепцию Е.И. Тихомировой о сущности личностного развития подростков как развивающихся субъектов социума в воспитывающей среде общеобразовательной школы, в исследовании мы акцентируем внимание на то, что социальные компетенции подростков в школе формируются и проявляются в процессе освоения информации (результат освоения – знания), приобретения опыта и развития умений применять накопленные знания (результат – компетенции), инициировать социальное взаимодействие на основе знаний и опыта (результат – социальные компетенции) [2].

В нашем исследовании мы характеризуем лингво-коммуникативную среду как особым образом организованное в пространстве и времени, на уроке и вне урока, межличностное взаимодействие, обеспечивающее развитие у подростков умений проявлять свое «Я» - когнитивное, «Я» - коммуникативное, «Я» - праксиологическое как успешно познающих, позитивно взаимодействующих и активно действующих субъектов социума. [3]

По нашему мнению, изучение иностранного языка в школе может стать средством, обеспечивающим расширение пространства позитивного межличностного взаимодействия подростков, предоставляющим иные формы и условия взаимодействия: позиционирование своего «Я» путем предоставления результатов успешного познания иностранного языка, поиск и обмен информацией и  интернет взаимодействие, участие в сообществах, поиск новых субъектов взаимодействия и т.д. [4; 5].

Организационно-деятельностный этап реализации модели формирования социальных компетенций подростков (ФСКП) в школьной лингво-коммуникативной среде, включал формирование социально ориентированной потребности  и развитие интегрированной способности подростков проявлять свое «Я» в лингво-коммуникативной среде в процессе изучения иностранного языка путем освоения подростками организованных педагогами лингво-коммуникативных практик, путем приобретения опыта активной социально ориентированной деятельности, реализации целей и мотивов.

Мы выяснили то, что подростки изучают иностранный язык с разной степенью потребности в нем и интереса к нему, с разным уровнем представлений о социальной значимости изучения в школе иностранного языка, с разной степенью понимания сущности и значимости выполняемой деятельности. В связи с этим, перед нами появляется задача, с одной стороны, развивать социально ориентированную потребность, интерес к предмету и уровень знаний и умений у одних подростков, сформировать потребность проявлять умения познавать, активно действовать в социуме, с другой стороны, сохранить и приумножить эти потребности и способности у других подростков. При решении этой задачи формировались индивидуальные образовательные маршруты изучения в школе иностранного языка для каждого подростка, учитывая их индивидуальные особенности и способности.

Развивая представления подростков о ценностной сущности и социальной значимости изучения иностранного языка в школьной лингво-коммуникативной среде, мы ориентировались на расширение и обогащение социального опыта позитивного межличностного взаимодействия подростков, расширение общего кругозора подростков, развитие взаимопонимания, терпимости к национальным и личностным различиям людей, совместное решение важных общечеловеческих проблем, сотрудничество и взаимодействие, используя изучение иностранного языка как средство расширения пространства реализации своего «Я» в социуме.

Реализация модели процесса ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде включала работу по развитию представлений подростков о значимости приобретения опыта активной социально ориентированной деятельности на благо других людей: младших, сверстников, старших, с использованием разнообразных творческих конкурсов и проектов: «Переведи!» (перевод стихотворения, песни с иностранного языка на русский); «Нарисуй!» (изготовление рисунков, комиксов); «Иллюстрируй любимую песню на иностранном языке»; «Покажи!» - инсценировка песни, театр миниатюр, пантомима. Как показал анализ полученных результатов, включение творческой деятельности оказали влияние на развитие социально ориентированной потребности и реализацию интегрированной способности подростков проявлять умения выбирать и выполнять индивидуальные роли в активной социально ориентированной деятельности путем применения иностранного языка.

В результате, у подростков на основе когнитивных умений, развиваемого музыкального слуха, умения взаимодействовать, приобретать опыт социально ориентированной деятельности, используя знания иностранного языка, актуализируется потребность и реализуется возможность продуктивно изучать в школе иностранный язык, формировать социальные компетенции как ценностную установку на реализацию своего «Я» в социуме как активного социального субъекта.

Действенно-практическое направление самореализации подростков как социальных субъектов модели процесса ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде дало широкий простор для раскрытия способностей и возможностей каждого подростка, развивало потребность изучать в школе иностранный язык как средство личностного развития, использовать его в позитивном межличностном взаимодействии и в социально ориентированной деятельности. Иноязычно речевая практика является решающим фактором обучения (И.Л. Бим).

Приложение 1

Образец лингво-коммуникативной практики позитивного межличностного взаимодействия с использованием иностранного языка

Activity 1. Who am I? What am I? (Кто Я? Какой Я?)

Idea: I am a unique, active, real creature.

Think of 5 nouns, 5 verbs, 5 adjectives to describe yourself using the following words:

A student, a son, a daughter, a grandson, a granddaughter, a friend, an agitator, an activist, an angel, a fighter, a leader, a hero, a writer, a reader, a creator, a manager, a helper, a designer, an owner, a doer, a mover, a handyman (woman), a sportsman, a poet, a musician, a player, a gamer, a lover, a talker; etc.

sociable, enjoyable, hospitable, unforgettable, possible, responsible, industrious, curious, serious, humorous, nervous, famous, dangerous, delicious, creative, talkative, expensive, impressive, careful, wonderful, beautiful, useful, helpful, successful, lazy, busy, naughty, funny, dirty, noisy, friendly, lovely, energetic, fantastic, hardworking; etc.

stay at home, like to be alone, draw funny pictures, cry, read books / magazines / newspapers, listen to a walkman / music / rock /pop-music, play jokes, arrange  a party, have a picnic, play the piano / the guitar, dance, go to disco, play football / tennis / computer games, watch TV / videos, play with my pet, surf into the internet, talk to my friends, etc.

Список использованных источников

  1. Вульфов Б.З. Педагог и его питомцы: отношения // Мир образования – образование в мире / Б.З. Вульфов. - 2008. - №2. – 192 с.
  2. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, изд. 2-е, стер.  /  Е.И. Тихомирова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 144 с.
  3. Шабалкина С.Е. Социальное воспитание в контексте формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. / С.Е. Шабалкина. - 2012. - Т.18. - №1. – Часть 1. – С. 114 – 117.
  4. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых, информационно-коммуникативных Интернет-технологий / П.В. Сысоев. – Р.-на-Д. : Феникс, 2010. – 177 с.
  5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М. : Изд-во: Слово, 2000. – 264 с.
Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович