Маслаков Сергей Игоревич. Ценностные ориентации личности учителя английского языка в условиях модернизации образования

Печать

УДК 37.011.31

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Маслаков Сергей Игоревич, старший преподаватель кафедры педагогики и физической культуры филиала Белгородского Государственного Национального Исследовательского Университета, г. Старый Оскол, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу соотношения ценностных ориентаций учителя английского языка и ценностных компонентов, характеризующих личность современного учителя в условиях модернизации образования. Выделены этапы формирования ценностных ориентаций педагога, педагогические ценности учителя английского языка, ценностные компоненты, соответствующие модернизации образования.

Ключевые слова: ценностные ориентации; педагогическая деятельность; общепрофессиональные ценности; педагогические ценности; гуманистические ценности; этический ценностный компонент; инновационный ценностный компонент;информативный ценностный компонент; перспективный ценностный компонент; межкультурный ценностный компонент.

Value orientations of individual English teachers in conditions of modernization of education

Maslakov Sergey Igorevich,

Lecturer of the Psychology department of education and physical culture Belgorod State National Research Univesity, Stary Oskol, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation. This article is about the ratio of value orientations of an English teacher and value components that characterize the personality of modern teacher in the conditions of modernization of education. The stages of value orientations are teachers, pedagogical value of an English teacher, components corresponding to the values of the modernization of education.

Key words: value orientations; pedagogic activities; professional value; pedagogical value; humanist values; ethical evaluative component; innovative value component; an evaluative component; the perspective value component; intercultural value component.

 

В настоящее время одной из характеристик педагога средней школы является утрата традиционных ценностей и размытость аксиологических ориентаций. Это особенно ощутимо в условиях модернизации образования, в период нововведений и дополнительных требований к педагогу среднего учебного заведения.

Исходя из анализа литературы по проблеме преобразования учебного процесса, можно констатировать вывод об изменившемся социальном заказе в области среднего образования [6, с.56].

На примере изучения личности учителя английского языка отметим необходимость непрерывного психолого-педагогического переосмысления используемых форм, методов обучения, что влечет за собой переориентацию профессиональной деятельности на новые педагогические ценности. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения, что требует нового качества педагогического корпуса. Особое значение приобретает работа, направленная на психологическое сопровождение деятельности педагогов по изменению ценностных ориентаций для полной реализации ими своего творческого потенциала в условиях модернизации образования.

В процессе формирования ценностных ориентаций учителя английского языка можно выделить, с одной стороны, индивидуально-психологические факторы, характеризующиеся всеми личностными особенностями человека и социальные психолого-педагогические, с другой стороны, включающими окружение человека и ту ситуацию, в которую он вовлечен.

Для  указанных групп факторов можно отметить общие тенденции. Так, если рассматривать личность учителя английского языка, то формирование его ценностных ориентаций можно разделить на три основных этапа [2, с.88–112]:

1. довузовский этап, который, в свою очередь, можно разделить на дошкольный и школьный;

2. этап вузовской, профессиональной подготовки;

3. послевузовский этап, который, представляя собой большой временной отрезок жизненного пути человека, также может быть разделен на этапы по самым разным критериям. Например, по возрастному критерию, по стажу педагогической деятельности, по уровню профессионального мастерства и т.д.

Отметим, что на послевузовском этапе определяющим фактором воздействия на учителя английского языка мы признаем осуществление педагогической деятельности.

По мнению Щербакова А.И., показателями профессионализма педагога (в том числе учителя английского языка), являются наличие в его работе: умения органически сочетать свою информационную функцию как педагога с функциями прогнозирования и управления процессом умственного развития и воспитания личности учащегося; творческого отношения к своей деятельности, к овладению умениями и навыками изучения и обобщения педагогического опыта лучших преподавателей; умения видеть в учащемся не только объект, но и субъект действия, избирательно относящийся к окружающей его действительности и к самой деятельности, организуемой преподавателем, а также к личности самого преподавателя [7, с.202].

Любая профессиональная деятельность, в том числе и  педагогическая, предполагает удовлетворение многообразных потребностей занятого в этой деятельности человека. Причем в профессиональной деятельности (а для педагогической деятельности это особенно важно) с необходимостью должны реализовываться, прежде всего, высшие потребности, присущие человеку как носителю общественного сознания.

Педагогическая деятельность предъявляет к учителю английского языка ряд специфических требований, которые определяют формирование его профессиональной ценностной системы.

Исходя из анализа научной литературы [1, 3, 4], мы выделяем следующие педагогические ценности учителя английского языка:

1) Общепрофессиональные ценности – ценность к труду, деятельности в целом; ценность ответственности за свою деятельность; самокритичность как ценность.

2) Собственно педагогические ценности – ценность знания; ценность развития; ценность творчества; ценность образованности и др. В целом педагогические ценности с одной стороны характеризуют, а с другой характеризуются профессионально важными качествами педагога, его действиями, способностями и направленностью.

3) Гуманистические ценности – искренний интерес и положительное отношение к другим людям (учащимся и коллегам), терпимость к взглядам других, воспитанность, гуманность, человечность и др.

В настоящее время в нашей стране продолжаются реформы, начатые в конце прошлого века, затрагивающие сложный процесс модернизации образования [5, с.151-157.]. Возрастают требования к учителю английского языка, что проявляется в усилении значимости следующих ценностных компонентов:

1) Этический ценностный компонент. Значимой в контексте определения концептуальных положений модернизации педагогического образования представляется  проблема подготовки учителя английского языка к реализации этической составляющей педагогической деятельности. Этический аспект в профессиональном труде учителя английского языка отражает систему его ценностей, отношений, нравственных установок, является моральной основой профессиональных действий и поступков, предопределяет гуманистическую направленность педагогического мышления.

В деятельности педагога следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований. Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии: социальное значение учителя как транслятора культуры, нравственных ценностей, примера, образца для подражания; оказание педагогом влияния на становление и развитие личности ученика, его дальнейший жизненный путь. Любое слово, действие учителя, сделанный им выбор среди альтернативных способов разрешения педагогической ситуации всегда в первую очередь должны сверяться с существующими в данном обществе этическими нормами и ценностями.

2) Инновационный ценностный компонент заключается в  ориентированности учителя английского языка на реализацию инновационных программ, современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе.

Своеобразие сложившейся образовательной ситуации состоит в том, что нередко ученик лучше учителя владеет новейшими компьютерными технологиями и оказывается в большей мере адаптированным к жизни в информационном обществе, к поиску необходимых данных, их фиксации и обработке, сетевой коммуникации. Отставание учителя в данной сфере сказывается не только на ослаблении его позиции как транслятора знаний, но и на степени интереса к нему учащихся, авторитетности его мнений, а, следовательно, и возможности влияния на их личностное становление и развитие. Применение инновационных технологий в преподавании английского языка существенно расширяет диапазон дидактических методов и средств, позволяет комплексно реализовывать принципы обучения, в большей мере учитывать индивидуальные особенности учащихся, специфику конкретной педагогической ситуации.

3) Информативный ценностный компонент. Особую актуальность данный фактор приобретает в связи с тем, что приоритеты в реализации профессиональных функций учителя английского языка меняются: его главной задачей становится уже не трансляция знаний, а содействие учащимся в поиске нужной информации, формирование у них умений ее фильтрации, определения степени достоверности, полезности, практическом применении полученных знаний.

Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной, структурированной системы знаний в данной предметной области, позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений, содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине. В процессе взаимодействия учителя и ученика осуществляется не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Следовательно, в процессе профессиональной подготовки также необходимо сместить акценты с формирования обширных предметных знаний на обучение технологии их качественного и количественного отбора, структурирования и систематизации, определения степени достоверности.

4) Перспективный ценностный компонент. Развитие педагогической профессии и подготовки к ней идет по объективным законам, эти законы необходимо исследовать для прогнозирования, выявления общих тенденций будущего профессионального образования. Труд учителя английского языка становится более сложным в интеллектуальном плане, от него требуется выполнение сложнейших умственных операций: анализа, синтеза, комбинирования, прогнозирования, моделирования и т.д. Эта тенденция явно недостаточно учитывается в организации профессиональной подготовки.

5) Межкультурный ценностный компонент. В современных условиях развития миграционных процессов на первый план выходят ценности, связанные с жизнью в поликультурном обществе. Это особенно важно для педагога иностранных языков, т.к. он в определенной мере может выступать транслятором ценностей другой культуры.

Для мониторинга и минимизации роста расизма и ксенофобии, превенции климата нетерпимости в процессе личностного развития учащихся учителю необходимо владеть способностями регулирования межкультурных отношений.

Несомненно, что сотрудничество между учителем и учащимися, представляющими различные национальные группы определяется уровнем личностной зрелости учителя, наличием у него коммуникативной культуры, его способностью установить эмоционально-ценностные отношения с воспитанниками, создать благоприятный психосоциальный климат в любой учебной группе.

Проведенный анализ научной литературы позволил соотнести ценностные ориентации личности учителя английского языка с ценностными компонентами, соответствующими модернизации образования.

Рассматриваемые выше компоненты модернизации включены в систему всех трех уровней педагогических ценностей – общепрофессиональных, собственно педагогических и гуманистических ценностей.

Список литературы:

1) Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1995. – 335 с.

2) Духова, Л.И. Социально-педагогические факторы становления субкультуры учителя: Дисс. … д-ра пед. наук / Л.И. Духова. –  М., 2007. – 493 с.

3) Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 119 с.

4) Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994. – 215 с.

5) Романова, Л.Ю. Современные социально-педагогические условия как фактор нового содержания требований к профессионально-нравственному саморазвитию учителя / Л.Ю. Романова // Научное обозрение. – 2009. – N 2. – С. 151–157.

6) Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

7) Щербаков, А.И. Психолого-педагогические проблемы эффективности профессиональной подготовки учителя / А.И. Щербаков. – М.: Просвещение, 1988. – 266 с.

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович