Короткая Марианна Викторовна. Особенности использования индивидуального подхода при обучении IT-студентов английскому языку

Печать

УДК 37.091.33:811.111

Особенности использования индивидуального подхода

при обучении IT-студентов английскому языку

Короткая Марианна Викторовна,

преподаватель кафедры английского языка

учреждения образования «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»,

г. Гомель, Республика Беларусь

 

mkorotkaya@rambler.ru

 

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам использования индивидуального подхода и способов индивидуализации процесса обучения английскому языку. Раскрыта сущность индивидуального подхода при обучении английскому языку, рассмотрены индивидуальные особенности студентов, требующие учета при обучении, изучены способы индивидуализации на примере работы со специальным текстом и сделаны соответствующие выводы.

 

Ключевые слова: индивидуальный подход; индивидуальные особенности; учебный процесс; дифференциация; личностная индивидуализация; организационные приемы и методы

 

Peculiarities of using individual approach

in teaching IT-students English

 

Korotkaya Marianna Viktorovna,

Lecturer of the English language department

at Gomel State University named after Francisk Skorina,

Gomel, Republic of Belarus

 

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Annotation

This article focuses on the matters of using individual approach and ways of individualization in the process of teaching English. The main idea of individual approach in teaching English is developed, students’ individual features to be considered in teaching are described, ways of individualization by the example of special texts are studied.

 

Key words: individual approach; individual features; learning process; differentiation; personal individualization; methods and ways of organization

 

 

Обучение в современном вузе предъявляет к IT-студентам очень высокие требования: усвоение большого объёма знаний, касающихся профессиональной деятельности, в том числе знания английского языка, который является обязательным предметом для студентов, обучающихся на таких специальностях, как «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий», «Экономическая кибернетика». Растущая потребность общества в IT-специалистах, владеющих английским языком как средством общения, познания и обмена профессионально и социально значимой информацией, требует поиска форм, средств и методов обучения с учётом перспективы практического использования английского языка в профессиональной деятельности. Чтобы сформировать достаточный уровень коммуникативной компетенции, необходимо совершенствовать умения обучающихся во всех видах речевой деятельности. Одной из первостепенных задач в решении данного вопроса является использование индивидуального подхода в обучении IT-студентов английскому языку.

Нельзя не согласиться с тем, что одно и то же событие может взволновать одного человека, побудить его к каким-либо действиям, но оставить равнодушным другого, так как любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями [1, с. 79.]. Поэтому при обучении английскому языку важным аспектом в личностно-ориентированном подходе является задача дифференциации и индивидуализации, когда педагогический процесс организован с учетом индивидуальных особенностей студентов и применением особых педагогических приемов и технологий. В данном случае появляется возможность повысить уровень мотивации у студентов, обучить их работе с аутентичными источниками, эффективно использовать время на занятиях и при самостоятельной подготовке. Сложность работы в таком режиме заключается в том, что рассматривая дифференциацию и индивидуализацию как неотъемлемые части учебного процесса, преподавателю необходимо учесть множество факторов, использовать свое мастерство и опыт коллег, чтобы найти оптимальный вариант работы в конкретных условиях.

Следует отметить, что проблема индивидуализации обучения являлась предметом исследования многих педагогов (А.Г. Асмолов, А.А. Бударный, М.В. Кларин, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, И.Э. Унт). В их работах рассматривалась возможность создания условий личностного развития обучающихся в различных видах деятельности. Необходимым считают использование индивидуального подхода и методисты. Г.В. Рогова, например, пишет: «Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учащихся как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время» [1, с. 79].

Необходимо помнить, что обучение любому иностранному языку в большей степени требует индивидуального подхода, чем обучение какому-либо другому предмету. Поэтому целью данной работы является рассмотрение индивидуального подхода и способов индивидуализации процесса обучения английскому языку, а также рассмотрение условий формирования языковой компетенции при применении индивидуального метода изучения английского языка IT-студентами. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) раскрытие сущности индивидуального подхода при обучении английскому языку; 2) рассмотрение индивидуальных особенностей студентов, требующих учета при обучении; 3) изучение способов индивидуализации на примере работы со специальным текстом.

Как известно, индивидуализация обучения представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальные различия студентов, уровень развития их способностей к учению учитываются при выборе способов, приемов и темпа обучения. Этот учет должен осуществляться комплексно при восприятии цели, мотивации, решении учебных задач, определении способов действий, контроля и самоконтроля. Условиями успешной реализации индивидуального подхода выступают дифференциация, которая выражается в учете первоначальной языковой подготовки студентов, постановка личностно значимых для них целей, выработка устойчивых навыков самостоятельной работы и умения реализовать системный подход к овладению знаниями.

Коммуникативное обучение предполагает, прежде всего, так называемую личностную индивидуализацию. В.П. Кузовлев отмечает, что «игнорируя личностную индивидуализацию, мы не используем богатейшие внутренние резервы личности» [2, с. 21]. Под резервами нужно понимать такие факторы личностной индивидуализации обучающегося, как его жизненный опыт; сфера интересов, желаний, склонностей; собственное мировоззрение; контекст деятельности студента; эмоционально-чувственная сфера; статус личности в коллективе (популярность среди одногруппников, взаимные симпатии для нахождения речевых партнеров, назначение ведущего в речевых группах). Приведенные выше компоненты личностной подструктуры студента служат источником для использования преподавателем приемов личностной индивидуализации обучения английскому языку.

Важно принимать во внимание, что индивидуализация не может рассматриваться как средство однократного применения на каком-либо этапе усвоения материала и в какой-либо группе обучающихся (сильных, средних или слабых). Она должна охватывать весь процесс обучения англоязычному общению и служить средством для развития способностей студента к англоязычной речевой деятельности.

Чтобы рационально использовать принцип индивидуализации, важен начальный, так называемый диагностический, этап, когда выясняют основные особенности студентов: общие сведения о них, степень развития навыков и умений в англоязычной речевой деятельности, интересы и мотивы овладения английским языком как средством общения, познания и обмена профессионально и социально значимой информацией. Это можно сделать с помощью различных методов и приемов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

На первом, вводном занятии (в группах студентов, продолжающих изучать английский язык после школы) студентам предлагается несколько видов работы: 1) кратко рассказать о себе и своем окружении, пользуясь определенным шаблоном, и ответить на вопросы преподавателя; 2) написать несложный лексико-грамматический тест. Данные виды деятельности позволяют получить основные сведения, касающиеся личности обучающегося, оценить степень развития его навыков и умений владения английским языком, а также выработать основную концепцию обучения языку студентов данной группы, так как на обучение иностранным языкам на неязыковых специальностях по учебной программе отводится довольно ограниченное количество часов. Таким образом, изучение индивидуальных особенностей, стремлений и самооценки студентов дает возможность преподавателю применить метод индивидуализации в процессе обучения.

Опыт преподавания английского языка на математическом факультете показал, что индивидуализация не должна сводиться к простой дифференциации заданий. Не стоит давать слабым легкие задания – это заставляет сосредоточиваться на слабых сторонах обучающегося, в то время как истинный индивидуальный подход должен помочь выявить и развить сильные стороны индивидуальности. Также не стоит всегда оценивать слабых студентов более низким баллом, так как они тоже работают в меру своих возможностей. Нужно постепенно поощрять их к выполнению других заданий более сильного уровня. В процесс обучения можно включать не только разные задания, но и разные условия для выполнения одинаковых, а именно: разную помощь преподавателя сильным и слабым студентам, разное время на выполнение заданий, разные методы контроля.

Проблему ликвидации разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми обучающимися можно решить сочетанием индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Помогут также следующие организационные приёмы: 1) целенаправленное использование опор различного типа: смысловых, вербальных, иллюстративных, схематических (правильно подобранная опора поможет более слабому студенту при усвоении лексики догадаться о значении слова, при обучении монологическому высказыванию – изложить мысли; 2) очередность опроса (более слабые студенты получают в качестве образца правильный ответ сильных); 3) варьирование времени на подготовку ответа (более слабые получают больше времени); 4) использование упрощенных заданий (применяется главным образом в домашних заданиях – например, после занятия совершенствования навыков говорения при работе со спецтекстом слабые студенты должны выполнить задание на основе разговорного текста; средние – на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опоры; 5) дополнительный внепрограммный материал (для сильных и средних студентов); 6) более частый опрос обучающихся со слабыми способностями (это активизирует студентов, приучает их работать на протяжении всего занятия). Не следует считать, что более слабые студенты должны работать меньше – развитие способностей и успех приходят в процессе деятельности.

Например, при работе со специальным текстом «The Five Parts of an Information System» на занятии, можно (используя вышеприведенные принципы) предложить студентам следующие предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания: 1) прослушайте и повторите за преподавателем следующие слова и словосочетания; 2) подберите русские эквиваленты к следующим словам и фразам (интернациональные слова или слова со знакомыми корневыми морфемами), составьте собственные предложения с этими словами и фразами; 3) нарисуйте схему связи слов и словосочетаний из упр. 1 и 2; 4) прочтите текст и выразите свое согласие/несогласие со следующими утверждениями; 5) закончите приведенные ниже предложения в соответствии с содержанием текста; 6) прочтите текст еще раз и заполните пропуски соответствующими словами; 7) составьте предложения из разрозненных слов; 8) организуйте пункты плана в соответствии с логикой повествования; 9) кратко перескажите в письменной форме содержание текста, используя план; 10) прочтите текст еще раз и передайте его содержание как можно ближе к тексту, упоминая как можно больше деталей; 11) выскажите свое собственное мнение по поводу … и т.д. Что касается пунктов 9–11, можно предложить следующие разноуровневые задания: 1) сильным студентам – пересказ; 2) средним – выделить и передать основную информацию по ключевым словам (information system, people, procedures, software, program, hardware, data, information); 3) слабым – ответить на вопросы (What are the five parts of an information system? Can you distinguish between software and hardware, data and information?). В итоге получается, что все работают по одной и той же теме и схеме, но в то же время выполняют разные задания.

В связи с вышесказанным можно заключить, что использование индивидуального подхода в обучении студентов английскому языку является одной из первостепенных задач. Индивидуальный подход, являясь сложным педагогическим явлением, определяет эффективность обучения иностранному языку и предполагает активную роль субъекта учебной деятельности. Личностная индивидуализация заключается в том, что приемы обучения соотносятся с личностными, субъектными и индивидными свойствами каждого студента, т.е. эти свойства учитываются при выполнении заданий. В процесс обучения следует включать не только разные задания, но и разные условия для выполнения одних и тех же заданий разными студентами. Отрабатывая таким образом изучаемые понятия, студенты усваивают их на доступном уровне.

 

Литература

1. Рогова, Г.В. Технология обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова // Иностранные языки в школе. – 1976. – № 2. – С. 75–79.

2. Кузовлев, В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности / В.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. – 1979. – № 1. – С. 21–25.

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович