Кирюшкина Анна Александровна. О возможностях использования мультимедийного интерактивного обучающего комплекса «Tell me more»

Печать

УДК 378.147:811.111:004.82

О возможностях использования мультимедийного интерактивного обучающего комплекса «Tell me more»

Кирюшкина Анна Александровна

Доцент кафедры теории и практики английского языка

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины

Г. Гомель, Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

В данной статье анализируется опыт использования в образовательном процессе мультимедийного интерактивного обучающего комплекса «Tell me more». Автор описывает возможные формы работы с обучающей программой в рамках аудиторных занятий по иностранным языкам, использование ее с целью интенсификации самостоятельной работы студентов, а также возможности применения данного комплекса в процессе дистанционного обучения студентов.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс; процесс дистанционного обучения.

 

About the practical use of  the language learning software  «Tell me more»

Kirushkina Anna Aleksandrovna

Associate professor, the Theory and Practice of the English Language Department

The English language chair

Gomel State University named after Francisk Skorina

Gomel, the Republic of Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

This article analyzes the practical use of the language learning software «Tell me more» in the educational process. The author describes the possible ways of work with the learning software as a part of foreign language classes, its use for stimulating the students' individual activities and the possibility of using this educational system in the process of distance learning.

Key words: information and communication technologies; educational process; the process of distance learning.

 

В условиях интенсивного развития инновационных процессов во всех сферах жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. В учебный процесс активно стали внедряться новые информационно-коммуникационные технологии (интернет, аудио- и видеокомплексы, мультимедийные обучающие компьютерные программы). Данная тенденция носит закономерный характер, поскольку процесс информатизации характерен для современного периода развития общества в целом. Это глобальный социальный процесс, при котором сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации осуществляется на основе современных средств коммуникации.

Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся, развитию их интеллектуальных, творческих способностей, умений самостоятельно приобретать новые знания и создает условия для успешной самореализации в будущем.

Информационо-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения на уроках иностранного языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к изучаемому предмету, эффективностью.

Современные мультимедийные программы представляют собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Формы работы с компьютерными обучающими программами на занятиях иностранных языков включают изучение лексики, отработку произношения, обучение монологической и диалогической речи, обучение письму, обучение грамматике.

При изучении английского и французского языков в созданном на базе Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Франко-белорусском институте управления в учебном процессе активно используется мультимедийный интерактивный обучающий комплекс «Tell me more».

Программа включает в себя четыре уровня: начинающий, средний, продвинутый, деловой. Каждый уровень представлен последовательностью тематических уроков, строящихся вокруг интерактивных многоуровневых диалогов, в которых обыгрываются распространенные ситуации бытового и делового общения. Каждому диалогу сопутствуют от пятнадцати до двадцати упражнений, где все услышанное разбирается пословно и пофразно, с разных точек зрения (структура фразы, ее лексическое наполнение, возможные синтаксические функции различных частей речи), с отработкой произношения и новой лексики. Затем изученный материал снова собирается воедино при работе с заключительным видеороликом.

Программа позволяет вести с компьютером «свободный» диалог, развитие которого зависит от ответов учащегося. Упражнения курса развивают все речевые навыки, расширяют словарный запас и закрепляют знание грамматических правил.

Особое внимание уделено отработке произношения, в процессе которой используются новейшие компьютерные технологии.

В качестве справочного материала «Tell Me More» содержит словарь («Глоссарий»), справочник по грамматике и справочник по спряжению глаголов.

Таким образом, программа дает возможность тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогает создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, способствует реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы студента.

При этом «Tell Me More» уже несколько лет успешно используется профессионализированным университетским институтом  г. Клермон-Феррана (Франция) в процессе дистанционного обучения иностранных студентов.

Будучи установленной на сайте университета, программа дает возможность всем зарегистрированным студентам-пользователям войти в систему. При выдаче пароля технической службой университета студента  регистрируют в группе-сообществе, закрепленной за его преподавателем иностранного языка. При необходимости, студент может обратиться с возникшими вопросами к курирующему его работу преподавателю по внутренней почте, являющейся подсистемой программного комплекса.

Со своей стороны, преподаватель имеет доступ ко всем выполненным заданиям каждого обучаемого, видит объем правильно сделанных заданий, может анализировать сделанные ошибки и, в случае необходимости, корректировать объем и тематику задаваемого материала.

Система регистрирует даже количество времени, потраченное студентом на выполнение того или иного задания, демонстрируя тем самым задания, вызывающие как наибольшие так и наименьшие затруднения у обучаемого. Как следствие, проще осуществлять дифференцированный подход, легче определить достигнутый уровень полученных знаний и зону возможного ближайшего развития студента.

Кроме детального и постоянного контроля, система осуществляет независимый контроль, оценивая работу объективно и исключительно по качеству достигнутых результатов, исключая вмешательство субъективного личного отношения.

Таким образом, среди преимуществ использования названной программы в процессе дистанционного обучения можно назвать следующие ее характеристики:

- технологию распознавания речи: программа дает практически неограниченные возможности отработки произношения: образцы произношения в исполнении носителей языка, возможность записи и воспроизведения голоса пользователя, представление речи графически в виде осциллограмм, автоматическую оценку произношения, основанную на механизмах компьютерного распознавания речи;

- интерактивные «ветвящиеся» диалоги с компьютером: при учебном «разговоре» с компьютером реплика электронного собеседника подается в зависимости от выбранной обучающимся. Почти как в реальной коммуникации беседа может развиваться по-разному;

- обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность студенту самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания;

- возможность ознакомиться с социокультурными особенностями коммуникации в стране изучаемого языка: видеоролики показывают  не только как говорят, но и о чем принято разговаривать, дают возможность узнать побольше о культуре страны изучаемого языка, обратить внимание на бытовые подробности, мелкие штрихи, формирующие картину жизни в стране.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без преподавателя, поскольку эти технологии – только способы обучения, эффективность которых зависит от умения преподавателя использовать их для достижения определенных педагогических целей на основе глубокого изучения всех возможностей. В этой связи нельзя не согласиться с зарубежными, в частности французскими, учеными в том, что риск информатизации образования, процесса обучения иностранным языкам, в частности, должен стимулировать развитие новых форм академического преподавания [1, с. 31].

 

Список литературы

 

1. Laurent H. Les technologies de l’information et de la communication dans l’enseignement / H. Laurent // Le français dans le monde. – 2002. – N 322. – p. 27-35.

 

Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович