Глотова Ирина Владимировна. Психодидактические проблемы развивающего обучения

Печать

ПСИХОДИДАКТИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Глотова Ирина Владимировна, учитель английского языка МБОУ СОШ№1, ст.Кущёвская, Краснодарский край, Россия

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Аннотация.

Статья освещает  проблемы нового психодидактического подхода в развивающем обучении. Введение инновационной психодидактической модели развития личности требует определенных методов, приемов, образовательных технологий и специально подготовленных педагогов, знающих основы психологических и возрастных особенностей  учащихся и способных создать благоприятную среду для интеллектуального, творческого и духовного развития личности.

Ключевые слова: психодидактическая  модель; развивающее обучение; образовательные технологии.

 

 

 

PSYCHODIDACTIC PROBLEMS OF DEVELOPING TRAINING.

Irina Vladimirovna Glotova, English teacher of the  municipal budgetary general education institution secondary school №1, st.Kuschevskaya, Krasnodarsky kray, Russia

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Annotation:

This article is devoted to the problems of new psychodidactic aspects in the developing training. Introduction of innovative psychodidactic model requires certain methods and educational technologies and specially prepared teachers who know bases of psychological and age-related features of pupils. Such teachers are able to create special conditions for intellectual, creative and spiritual development of personality.

Key words: psychodidactic model; developing training; educational technologies.

Развитие современного общества требует совершенно новых стратегий в образовании, обращенных на воспитание целостной личности, развитие её творческого и нравственного потенциала. Изменяющийся социум предполагает наличие свойств и умений перестраивать собственную деятельность с учетом возникших обстоятельств и требований. Новые задачи, поставленные перед образованием, должны способствовать не только социализации личности, но и непременному развитию эмоциональной и духовно-нравственной сфер сознания.

Приоритетным направлением в области развивающего обучения должна быть оценка и учет индивидуальных особенностей развития учащихся, анализ различных психологических и эмоциональных факторов, влияющих на процесс обучения. С учетом  этих данных необходимо выбирать формы дифференцированного и индивидуального обучения.

Бесспорно, такая работа требует дополнительных энергозатрат со стороны педагога, особых профессиональных умений и определенного опыта, но только таким образом можно отойти от «усредненного» традиционного образования, нацеленного на общую массу.

Важной ступенью в индивидуализации и социализации обучения являются выбранные учителем образовательные технологии. Учет психологических аспектов восприятия информации занимает приоритетное место при выборе той или иной образовательной технологии. Информация поступает к человеку от пяти органов чувств, однако ведущим зачастую бывает только одно из них.        Знание типа восприятия учащегося (является ли он визуалом, аудиалом или кинестетиком), один из решающих факторов в выборе наиболее эффективной образовательной технологии, которая повлияет не только на интеллектуальное развитие личности, но так же и на эмоциональное состояние учащегося.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает развитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, интересов. Оно основывается на принципе вариативности, то есть от учителя требуется способность выбрать  такие формы и методы обучения, которые  будут учитывать цели развития учащегося, его познавательные и творческие способности. Программный материал в данном случае остается практически неизменным, учитель только меняет методы и формы его предъявления учащимся, что приводит к более качественному его осмыслению и усвоению.

Современный учитель, заинтересованный в качественном образовании, должен уметь выявить трудности, возникающие у учащегося при усвоении определенного учебного материала, проанализировать ошибки,  изменить подход в обучении и устранить недочеты, выбрав более эффективную образовательную технологию.

Один из эффективных методов развивающего обучения –  это проблемный метод. Как умственное, так и психическое развитие происходит при такой организации учебного процесса, когда подлежащий усвоению материал представляется учащимся в виде проблемного, неизвестного вопроса, ответ на который необходимо найти, задействовав исследовательскую деятельность учащихся и создав положительную мотивационную установку. Проблемные вопросы и ситуации вызывают необходимость анализа, поисков логического решения, что само по себе стимулирует познавательную активность учащихся.

Целенаправленное решение проблематичной задачи может быть вызвано различными методическими приемами. На примере иностранного языка при обучении грамматике учитель может предложить придумать собственные примеры на то или иное правило, либо объяснить грамматическое явление, изучив предоставленную опорную таблицу, схему. В данном случае учебный материал усваивается посредством осмысления  ранее усвоенных знаний и преобразования их в более качественные и личностно осознанные. Через личностный подход происходит формирование новых познавательных структур и, как следствие, развитие познавательных интеллектуальных способностей учащихся.

При данном процессе одним из самых сильных психологических моментов, создающих эффект развития, заключается в формировании у учащегося рефлексивного  отношения к усеваемому материалу и способам получения знания.

Все вышеперечисленные аспекты развивающего обучения существенно меняют психологическую роль учителя в образовательном процессе. Задача учителя на современном этапе – разрабатывать новое содержание, методы и технологии обучения, обеспечивающие возможность развития познавательных и творческих способностей учащихся.

Развитие творческого потенциала личности при развивающем обучении имеет такую же актуальность и значимость, как и развитие познавательных навыков. Развивающее обучение подразумевает развитие личности учащихся на основе проявления их творческих способностей. Творчески развитая личность является социально-востребованной в  современном мире. Способность осуществлять планирование, анализ, уметь сопоставлять факты и делать выводы – качества личности, отвечающие требованиям социально-экономического развития современного общества.

Соответственно, создание условий для эффективного личностного развития – одно из основных требований развивающего обучения. Проявлению творческой природы развития личности способствует включение учащихся в различные виды деятельности, проектную и исследовательскую деятельность, конкурсы, олимпиады и социально-значимые проекты.

Педагогика сотрудничества при развивающем обучении обуславливает личностную направленность учебно-воспитательного процесса, формирование у учащегося положительного самовосприятия. Ценность учителя в данном случае состоит не в том, что он имеет гораздо большую базу знаний и умений, а в том, что он умеет правильно и эффективно организовать процесс саморазвития и самореализации учащегося, раскрыть природные данные ученика и активизировать его познавательные, эмоциональные и духовные способности.

Итак, для реализации личностного подхода при развивающем обучении, учитель должен:

Учитель, ставящий во главу угла  развитие творческих способностей учащихся, отличается современным подходом к образованию, высокой степенью саморазвития, большой внутренней мотивацией к созидательному обучению.

Наконец, современный подход к развивающему обучению немаловажное место отводит рефлексии на разных этапах образовательного процесса.  Рефлексия дает возможность учащимся не только дать оценку достигнутому в процессе обучения и наметить цели для саморазвития, но также посмотреть на себя глазами других участников образовательного процесса.  С психологической точки зрения данный вид рефлексии работает на формирование самооценки личности и её самосознания.  Тщательно продуманные учителем способы и формы рефлексии развивают оптимистическую позицию ученика, его личностные качества и являются неотъемлемой частью развивающего обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Божович Е. Л. Психодидактические вопросы развития школьника как субъекта учения // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. — М.Воронеж, 2000.

2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

3.Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. — М., 2002.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М., 1998.

5. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. —СПб.: Питер, 2007

6. Панов В.И. Образовательные системы: психолого-дидактический подход. // Монография. 2006.

Written by :
Администрация
Администрация