Захарова Марина Сергеевна. Направления и формы организации воспитательной работы в вузе

Печать

НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗе

Захарова Марина Сергеевна, преподаватель, кафедрa английского языка, факультет иностранных языков, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Гомель, Беларусь

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Настоящая статья посвящена вопросам организации воспитательной работы в учреждениях высшего образования в Республике Беларусь. В статье рассматриваются приоритетные направления организации воспитательного процесса в условиях высших учебных заведений в Республике Беларусь, приводится классификация возможных форм воспитательной работы со студенческой молодежью, а также находят отражение практические результаты воспитательного процесса (на примере кафедры английского языка Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины).

Ключевые слова: воспитательная работа; направления воспитательной работы; формы воспитательной работы.

DIRECTIONS AND FORMS OF EDUCATIONAL WORK AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

 

Zakharova Marina Sergeevna, teacher, the Foreign Languages Department, The Gomel State University named after F. Scorina, Gomel, Belarus

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

The article is devoted to the questions of educational work at the institutions of higher education in Belarus. The article reveals the main directions of educational work at higher education establishments in Belarus, gives the classification of the possible forms of educational work and shows the actual results of the mentioned process applied to the Chair of the English Language of the Gomel State University named after F. Scorina.

Key words: educational work; directions of educational work; forms of educational work.

 

Введение. В настоящее время изменения, происходящие в социально-экономической, политической и духовной жизни каждой страны, предъявляют к учреждениям образования повышенные требования по подготовке будущих специалистов, обладающих не только глубокими профессиональными знаниями, но и высокими идеологическими, гражданскими, патриотическими, нравственными и эстетическими качествами. По этой причине воспитательная работа выступает неотъемлемой составляющей подготовки специалиста в учреждениях высшего образования.

Цель работы. Целью данной статьи является рассмотрение, описание и анализ основных направлений и форм организации воспитательной работы как одного из основополагающих компонентов образовательного процесса в высших учебных заведениях (на примере Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, Гомель, Беларусь).

Материалы и методы исследования. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании целью воспитательной работы во всех типах учебных заведений является «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [1], а приоритетными направлениями организации воспитательного процесса в условиях высших учебных заведений выступают: идеологическое воспитание (направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности); гражданское и патриотическое воспитание (имеющее целью формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося); нравственное воспитание (ориентированное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям; эстетическое воспитание (направленное на формирование у студентов эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; формирование этической, эстетической культуры); воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности (призванное формировать у обучающихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии); воспитание культуры здорового образа жизни (направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни); гендерное воспитание (способствующее формированию у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе); семейное воспитание (ориентированное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей); трудовое и профессиональное воспитание (направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности); экологическое воспитание (имеющее целью формирование ценностного отношения к природе); воспитание культуры безопасной жизнедеятельности (способствующее формированию безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни); воспитание культуры быта и досуга (ориентированное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время) [Там же].

Наличие такого широкого спектра направлений воспитательной работы предполагает существование разнообразных форм организации вышеназванного процесса. Под формой воспитательного процесса, в самом обобщенном виде, понимают доступный внешнему восприятию способ взаимодействия обучающихся и организатора воспитательной работы. Следовательно, формы воспитательной работы разнообразны, зависят от конкретных ситуаций и, в большинстве случаев, носят творческий характер.

Существует несколько критериев, положенных в основу типологизаций форм воспитательной работы. В частности, по методу воздействия на аудиторию (слово, переживание, работа, игра, психологическое упражнение) традиционно разграничивают следующие формы воспитательного процесса: словесно-логические (беседы различной тематической направленности, информационные часы, конференции, лекции и другие формы, основным средством воздействия которых является убеждение и воспитание словом); образно-художественные (посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев, встреч и концертов, приуроченных к памятным датам и событиям, когда пережитые чувства и эмоции имеют воспитательный эффект); трудовые (субботник, уборка территории и другие формы, где фактором положительного воздействия на воспитываемую молодежь выступает совместная общественно полезная деятельность); игровые или досуговые (спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные мероприятия, когда игра, совместный отдых, содержательное развлечение носят воспитательный характер); психологические (лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации, главным средством воздействия которых являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии).

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время на базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины успешно осуществляется организация воспитательного процесса по основным направлениям, при этом все структурные подразделения университета (факультеты, кафедры) объединяют усилия для обеспечения высокой эффективности проводимой в рамках учреждения образования воспитательной работы.

Приоритетными направлениями воспитательного процесса на кафедре английского языка Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины являются идеологическое воспитание; гражданское и патриотическое воспитание; нравственное воспитание; эстетическое воспитание; воспитание культуры здорового образа жизни; воспитание культуры быта и досуга. При этом, следует отметить, что организация воспитательной работы на кафедре английского языка осложняется фактом отсутствия курируемых кафедрой академических групп, а, следовательно, отсутствием кураторов, которые, как известно, выступают наиболее значимыми организаторами деятельности студенческого коллектива. В имеющихся условиях приобщение студенческой молодежи к воспитательному процессу осуществляется педагогическим составом кафедры преимущественно в свободное от занятий время и / или в специально отведенное для этой цели аудиторное время.

Основными формами проводимой на кафедре английского языка воспитательной работы идеологической, гражданской и патриотической направленности являются информационные часы, беседы, дискуссии, викторины и круглые столы по заданной тематике, совместное участие преподавательского состава кафедры и студенческой молодежи в мероприятиях, посвященных памятным и знаменательным датам, а также посещение музеев и выставок соответствующей направленности.

Наиболее распространенными формами нравственного и эстетического воспитания остаются беседы и диспуты, направленные на формирование и развитие у обучающихся высоких моральных и духовных качеств.

С целью пропаганды культуры здорового образа жизни и профилактики вредных привычек на базе общежитий, закрепленных за университетом, преподавателями кафедры английского языка проводятся акции, призванные сформировать у обучающихся бережное отношение к своему организму и здоровью.

В рамках проведения работы по воспитанию культуры быта и досуга обучающихся преподавателями кафедры английского языка осуществляются совместные со студентами посещения спортивных мероприятий; встречи студенческой молодежи с представителями различных общественных организаций, ведомств и компаний, направленные на профилактику противоправных нарушений; а также организуется на базе кафедры работа кружков по интересам («Музыкальное и изобразительное искусство страны изучаемого языка», «Культура Великобритании», «Компьютерные гении» и др.).

Заключение. Таким образом, совмещая разнообразные формы работы со студенческой молодежью, преподавательским составом кафедры английского языка осуществляется активная воспитательная работа, направленная на формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой и творческой личности обучающегося.

 

Список литературы:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 янв. 2011 г. № 243-3 [Электронный ресурс] / Мин-во образования Республики Беларусь. Минск, 2011. – Режим доступа: htpp://edu.gov.by. – Дата доступа: 29.02.2011.
Written by :
Гулов Артем Петрович
Гулов Артем Петрович