Лексические диктанты


Автор: Драгон Наталья Николаевна Категория: Have Ur Word Дата: Апр. 29, 2012

Теги: Нет тегов 

  Для тренировки памяти и развития лексических на­выков учащихся на уроках можно проводить лексические диктанты разных видов. На моих уроках, на мой взгляд, эффективен дидактический потенциал таких форм, как «Немой диктант», «Диктант на память», «Беглый диктант», «Диктант-жребий», «Диктант-фант».

 

   «Беглый диктант» проходит следующим обра­зом. Готовится  несколько экземпляров связ­ного текста. Каждая группа имеет свой эк­земпляр текста, который крепится на маг­нитной доске. Ученики по очереди подхо­дят к доске, читают и запоминают первую строчку. Возвращаясь на место, записыва­ют ее в тетрадь. Так поступают с каждым предложением. Затем ученики пересказы­вают полученный текст.

Для «Диктанта-жребия» готовятся кубики, на каждой стороне кото­рых записан по предложениям связной текст по определенной теме. Ученики по очереди под­брасывают кубики, читают предложение, записывают его в тетрадь. Таким образом записываются все шесть предложений. За­тем ученики составляют из этих предложе­ний связный рассказ. Следующим этапом работы может быть рассказ ученика по те­ме.

Для «Диктанта-фанта» необходимы полоски бумаги, на которых написаны предложения по определенной теме. Полоски помещаются в банку. Ученики вынимают их из банки, чита­ют предложения и записывают их в тетрадь. Следующие этапы работы такие же, как и при проведении предыдущих диктантов.

    «Немой диктант» можно проводить двумя способами:

1.   Учащимся демонстрируются картинки. Слова, обозначающие их название, уже известны детям. Каждая картинка предъявляется в течение 10-15 секунд. Затем учащиеся записывают эти слова в тетради.

2.   Учащимся демонстрируются крупно напи­санные слова на карточках. В течение 5 - 10 секунд ученики стараются запом­нить слова, а затем карточки убираются, а дети записывают эти слова по памяти. (Этот способ целесообразнее применять, когда дети уже хорошо знают гра­фический образ слов и умеют их читать.

«Диктант на память» также можно проводить двумя способами:

1.   На доске записываются слова (не более 5).  Затем учащиеся произносят эти слова хором, дается 30 секунд для запомина­ния. После этого  слова стираются с доски, а учащиеся записывают их по памяти.

2.   Каждый учащийся получает индиви­дуальную карточку со словами (не более 7), ему дается время (не более 1 мину­ты) для ознакомления со словами, затем карточки забираются, а дети пишут эти слова по памяти.

Все виды диктантов хороши тем, что снимают напряжение у ребенка, пре­вращая диктант в увлекательную игру, создавая тем самым «ситуацию успеха», ведь даже слабые ученики могут иметь неплохую зрительную память, а значит, хорошо справиться с диктантом.