Mind map в обучении и активизации нового лексического материала


Автор: Букина Инна Викторовна Категория: Have Ur Word Дата: Март 21, 2012

Теги: Нет тегов 

http://www.proshkolu.ru/user/Bukina1/zoom/2654346/de25b6e2d15dbc0d/

Что такое умственная карта?  Это конспект, только не скучный и нудный текст с сокращениями,  а конспект «стихийный» и яркий, нарисованный. Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле карта ума, в которой используются такие элементы, как: - память -ассоциации -место
 Умственная карта позволяет открыть путь для творческих и  инновационных мыслей, основанных на многогранной природе слов и действительности, поэтому дает детскому мозгу возможность выразить в ПРОСТОЙ и в то же время СЛОЖНОЙ форме свою индивидуальность.   Умственная карта позволяет максимально широко охватить и сформулировать любое явление. Как дорожная карта, карта умственная помогает •    охватить взглядом множество предметов и явлений
•    позволяет наметить или выбрать маршрут, подсказать, куда вы двигаетесь
•    содержит большое количество данных
•    помогает решать проблемы, подсказывает новые пути для творчества
•    радует глаз
•    привлекает к себе глаза и мозг ребенка
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен – психолог, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д.
Интеллектуальные карты могут использоваться для:
1.    запоминания
2.    упорядочивания и систематизации информации
3.    планирования деятельности
4.    подготовки к выступлениям
5.    поиска решений в сложной ситуации
6.    рассмотрению различных вариантов решения задач.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт.
 Мы рисуем с ребятами так:
1.Горизонтально располагаем чистый лист бумаги ( лучше А4) .Необходимы разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши.  Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. Тони Бьюзен советует не менее трех.
2.В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать нашу тему, с которого и начинается  работа, как на карте, так и в мыслях. Необязательно уметь рисовать. Можно использовать вырезки из старых журналов ( рисунки) Главное проявить фантазию. Тщательно прорисовываем существенные детали. ВООБРАЖЕНИЕ поможет создать рисунки, а мы знаем, что в одном рисунке можно выразить тысячи слов, сэкономив таким образом время и силы, которые потребовались бы, чтобы записать эти слова. Более того, рисунки и запоминаются лучше, чем слова.( при объяснении новой лексики рекомендую записывать слова рядом с рисунком). Рисунки разукрашиваем.
4.От центрального образа отводим ветви, на которых пишем самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их  потолще. Пишем печатными буквами.
5.От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Расположите ассоциации к ключевым словам. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько идей возникает. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».
Более продвинутые в компьютерных технологиях ученики создают mind map с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Отличные программы с множеством символов и рисунков.
Выгоды использования интеллект - карт вижу в следующем:
1.Запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить. В дальнейшем достаточно потянуть за "крючок" и все вспоминается, Затратив при этом значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке. Информация запоминается уже усвоенной (понятой), в связи с другими  знаниями, что значительно усиливает эффективность запоминание и  память детей  в дальнейшем. Легкое воспоминание. Видение информации внутренним мысленным взором.
2. Новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений. Облегчение внедрения идей в последующем. Эффективное улучшение идей для дальнейшего использования.
3. Умственная карта дает ребенку полную картину , которая увязывает в единое целое темы и явления, которые на ней изображены. Для ребенка она является чудесным инструментом развития памяти, творческого мышления, анализа
Полностью согласна с тем, что рисование умственных карт -  Экономит от 50  до 70 % времени, потраченных на записывание. - Приносит втрое больше удовольствия, чем простое планирование. - Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных. - Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше - стимулирует способность творить.  Нарисованная и раскрашенная от руки карта, кроме зрения, вовлекает мышечное чувство, что способствует лучшему запоминанию, что очень важно для работы с новой лексикой. Детям нравится работать с картами ума. Тем более, когда им известно, что пересказать текст удобнее по карте. Так ничего не забудешь, и опора под рукой.
 Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока, а также дома ( при пересказе текста, например) .Умственные карты я использую  для  мозгового штурма, обучения новой лексике, подведения итогов , пересказа, краткого изложения всех тем, которые нужно повторить  или которые в данный момент изучаем. В общем, для активизации речемыслительной деятельности.  Тони  Бьюзен считает, что создавать карты можно по любому поводу, на любую тему. Будь это интересы, хобби, друзья, этапы роста, достижения, семья, школа, мысли, книжки и мультики.
Советую прочитать  на эту тему:
1. Тони Бьюзен  «Умные родители – гениальный ребенок», « Mind Mapping for kids» ( существует и русская версия книги, но я знакома только с английской),« Скоростная память».
2. Копыл В.И. « Карты ума»
 По проблеме повышения мотивации  учеников работаю второй год, и вижу  положительные результаты использования интеллект- карт в своей деятельности. Качество знаний  школьников повысилось на 18 %  по всем классам, где преподаю английский язык. Предлагаю Вашему вниманию некоторые примеры интеллект- карт своих учеников.

Жабровец Алексей, 7 класс